что такое административное право кратко самое главное

Административное право как отрасль права

Понятие и признаки отрасли административного права

Административное право – отрасль российского права, система юридических норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной власти, местного самоуправления при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Признаки отрасли административного права:

Критерии (основания) деления права на отрасли составляют предмет, метод, наличие обособленной нормативной правовой базы.

Предмет административного права

Общественные отношения в сфере государственного управления, а также управленческие отношения, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества, составляют предмет административного права.

Виды управленческих отношений, регулируемых нормами административного права:

По субъектному признаку:

По признаку государственно-территориального устройства:

В зависимости от направления воздействия:

Предмет административного права отличается динамичностью. Отдельные отношения, например таможенные, частично в сфере местного самоуправления, в настоящее время являются предметом правового регулирования таможенного, муниципального права, что обусловлено формированием новых отраслей российского права. Некоторые группы отношений на данном этапе составляют предмет административного права, что явилось результатом систематизации норм, устанавливающих административную ответственность, в КоАП.

Метод административного права

Совокупность предписывающих, запрещающих и дозволительных средств воздействия на управленческие отношения составляет метод административного права.

Характеристика административно-правового метода:

В настоящее время диспозитивные средства правового регулирования начали применяться все более широко, что обусловлено тенденцией децентрализации государственного управления.

Система административного права

Система административного права – это внутреннее строение административного права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных правовых институтов и норм.

Существуют следующие институты административного права:

Источники (формы) административного права

Источники (формы) административного права это внешнее выражение и закрепление содержания норм административного права. Виды юридических источников административного права:

Основополагающий источник административного права – нормативный правовой акт, что обусловлено принадлежностью российской правовой системы кромано-германской правовой системе.

Источники административного права отличаются низкой степенью систематизации нормативных правовых актов. В настоящее время систематизировано законодательство, устанавливающее административную ответственность и производство по делам об административных правонарушениях.

Административное право в системе российского права

Административное право наиболее тесно взаимодействует со следующими отраслями российского права:

Источник

Что такое административное право кратко самое главное

Раздел ЕГЭ: 5.11. Особенности административной юрисдикции

Для упрощения жизнедеятельности государственного устройства применяются административное право. Нарушение данных прав является проступком, за которое предусмотрено наказание.

Административное право — право, регулирующие общественные отношения в сфере управления.

Источники административных прав. Все нормы административного права, цели и условия их соблюдения прописаны в следующих документах:

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

При нарушении административных прав применяется административная ответственность.

Административное правонарушение — противоправное действие (бездействие) физического или юридического лица, на которого возложена административная ответственность. Характерными особенностями административной ответственности являются:

АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ

Приведение в исполнение административной ответственности подразумевает применение административного наказания.

Административное наказание — определённый способ исполнения административной ответственности, предусмотренный законом, направленный на правонарушителя с целью предупреждения следующих правонарушений.

В зависимости от тяжести совершённого правонарушения могут применяться различные виды административных наказаний.

ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Порядок рассмотрения административных правонарушений и установление административной ответственности чётко регламентированы законодательством. Административное дело проходит следующие этапы:

Вы смотрели конспект «Административное право».

Источник

Административное право

В основе строя, формирования и эффективного функционирования исполнительной власти лежит административная деятельность государства, закрепленная законодательными актами. Совокупность таких актов создают отдельную отрасль правовой системы – административное право, которое по важности для страны занимает вторую позицию после конституционного.

Фактически, вся деятельность государства опирается на административное право. Российской Федерации это касается в особенности, так как в нашей стране исполнение государственной власти требует особо тщательной организации. Причина этому – большое количество проживающих в России национальностей и огромные размеры самой территории.

Административное право является публичным. Это обусловлено тем, что эта правовая отрасль регулирует и защищает отношения общества и государства.

Поскольку право является самостоятельной правовой отраслью, да и к тому же достаточно объемной, оно имеет свой предмет и методы.

Предметом административного права представляется совокупность общественных отношений, берущих свое начало во властной деятельности администрации государства и судопроизводства.

Эти отношения разделяются на три основные группы:

К методам административного права относятся предписание, запрет и дозволение. Предписанием является определение порядка действий, образа и условий их осуществления. Предусмотрено предписание нормой, она же ориентирует на применение юридических действий в случае ее невыполнения.

Запрещение действий происходит под страхом использования юридических средств и наложения административной или дисциплинарной ответственности.

Дозволение представляет собой метод, предполагающий возможность выбора одного из предложенных вариантов поведения. Рассчитан такой метод на действия должностных лиц, которые не имеют права отказаться от выбора. Дозволение, в отличие от предыдущих методов, предусматривает некоторую самостоятельность при принятии решения.

С помощью административного права определяется степень полномочий единиц власти, система государственных органов и направления их деятельности.

Кратко об административном праве:

Административное право — это отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с деятельность органов государственной и местной власти по исполнению ими управленческих функций. Специфика предмета регулирования позволяет называть Административное право – управленческим. Данное право регламентирует порядок формирования и деятельности органов власти всех уровней.

Также предметом регулирования административного права являются различные отношения в обществе, подлежащие управлению со стороны органов власти. В рамках административного права рассматриваются и противоправные деяния, не относящие по своей тяжести и опасности к преступлениям, данные противоправные деяния являются административными правонарушениями.

Источник

Основные понятия административного права

что такое административное право кратко самое главное. Смотреть фото что такое административное право кратко самое главное. Смотреть картинку что такое административное право кратко самое главное. Картинка про что такое административное право кратко самое главное. Фото что такое административное право кратко самое главное что такое административное право кратко самое главное. Смотреть фото что такое административное право кратко самое главное. Смотреть картинку что такое административное право кратко самое главное. Картинка про что такое административное право кратко самое главное. Фото что такое административное право кратко самое главное что такое административное право кратко самое главное. Смотреть фото что такое административное право кратко самое главное. Смотреть картинку что такое административное право кратко самое главное. Картинка про что такое административное право кратко самое главное. Фото что такое административное право кратко самое главное что такое административное право кратко самое главное. Смотреть фото что такое административное право кратко самое главное. Смотреть картинку что такое административное право кратко самое главное. Картинка про что такое административное право кратко самое главное. Фото что такое административное право кратко самое главное

что такое административное право кратко самое главное. Смотреть фото что такое административное право кратко самое главное. Смотреть картинку что такое административное право кратко самое главное. Картинка про что такое административное право кратко самое главное. Фото что такое административное право кратко самое главное

1. Понятие административного права, его предмет, источники, субъекты и принципы.

2. Характеристика административных правоотношений.

3. Понятие административной ответственности и виды административных наказаний.

Органы государственного управления характеризуются тремя основ­ными признаками:

1) наличием управленческого (административного) аппарата;

2) исполнительно-распорядительной деятельностью этого аппарата;

3) используемой при этом властью.

Роль органов государственного управления заключается в том, чтобы обеспечивать согласованные действия людей в ходе их совместной рабо­ты, направлять их действия на решение общих задач. Это касается функ­ционирования как одного предприятия (учреждения), так и жизни общества; в целом.

Функции органов государственного управления:

1) управление различными сферами экономики;

2) выполнение задач по социокультурному строительству;

3) обеспечение общественного порядка и государственной безопасности;

4) реализация внешней политики государства, развитие экономических и иных связей с другими странами.

Предмет административного права:

1) отношения, возникающие в связи с функционированием систем исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях Российской Федерации;

2) отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности органов государственного и муниципального управления;

3) отношения, возникающие в связи с функционированием негосударст­венных формирований (общественных объединений, коммерческих структур и т. д.).

Источники административного права:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральные конституционные законы (в п. 2 ст. 114 Конституции РФ записано: «Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом»).

3. Федеральные законы, содержащие нормы административного права.

4. Указы Президента РФ, относящиеся к предмету административно-пра­вового регулирования.

5. Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственного управления.

7. Приказы и постановления министерств и ведомств.

8. Законы, принимаемые представительными органами власти субъек­тов Российской Федерации.

9. Распоряжения и постановления органов местного самоуправления (т. е. городских и районных администраций).

10. Приказы руководителей государственных и негосударственных предприятий (учреждений).

11. Распоряжения в устной или письменной форме (чаще в устной) руководителей подразделений предприятия (учреждения).

Субъекты административного права:

2. Органы местного самоуправления.

3. Предприятия и учреждения (государственные и негосударственные).

4. Общественные объединения (организации).

5. Государственные служащие (должностные лица).

Принципы административного управления:

1. Принцип подчиненности и соответствующей подотчетности ниже­стоящих органов управления вышестоящим.

2. Принцип участия населения в управлении. Граждане участвуют в управ­лении государством через свободные демократические выборы своих пред­ставителей в органы власти. Участие граждан в управлении может осуществ­ляться через общественные организации, трудовые коллективы, митинги, забастовки и другие массовые мероприятия, не запрещенные законом.

3. Принцип законности в управлении. Вся исполнительно-распорядительная Деятельность административных органов власти должна осуществляться на основе закона и во имя исполнения закона.

что такое административное право кратко самое главное. Смотреть фото что такое административное право кратко самое главное. Смотреть картинку что такое административное право кратко самое главное. Картинка про что такое административное право кратко самое главное. Фото что такое административное право кратко самое главное

4. Принцип федерализма проявляется во взаимоотношениях между Центральными и региональными органами управления, которые должны работать в единой системе законодательства.

Система административного права

Административное право делится на общую и особенную части.

Общую часть административного права составляют нормы, регули­рующие:

2) правовые основы организации и деятельности исполнительной вла­сти (аппарата государственного управления);

3) административно-правовой статус негосударственных организаций;

4) порядок применения норм административного права (какие государственные органы или должностные лица могут применять нормы ад­министративного права, какова компетенция этих органов и т. д.). ;

Особенная часть административного права состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер управления.

Особенную часть административного права составляют нормы, регулирующие:

1) обеспечение безопасности граждан, общества и государства (эти нормы в основном составляют содержание Кодекса об административных правонарушениях);

2) организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации (эти нормы в основном содержатся во внутриведомственных инструкциях и других подзаконных актах);

3) социально-культурную и благотворительную деятельность (это нормы, регулирующие деятельность отделов социального обеспечения, комитетов защиты малоимущих граждан, фондов помощи пострадавшим от стихийных бедствий и т. д.);

4) деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экономических, культурных и иных связей с другими странами.

2. Административно-правовые отношения характеризуются тем, что обязательном порядке одной стороной этих отношений выступает орган (субъект) исполнительной власти, который в соответствии с возложен­ными на него задачами реализует свои властные полномочия. Наличие властных полномочий (т. е. обладание исполнительно-распорядительным функциями) у одной из сторон является необходимым условием возникновения административных отношений.

Особенности административно-правовых отношений:

1. Административные отношения не могут возникать между гражданами, если хотя бы один из них не наделен властными полномочиями по отношению к другому. При этом согласие другой стороны не обязательно, т. е. сторона, к которой предъявлено требование субъекта исполнительной власти, обязана выполнить это требование независимо от своего желания. Поэтому административные отношения называют властеотношениями.

2. Неравенство сторон, так как управление всегда предполагает подчи­нение воли участников совместной деятельности единой управляющей воле. Сторона, обладающая властными полномочиями, имеет доминирую­щее положение по отношению к другой стороне, не имеющей таких пол­номочий и находящейся в подчинении у первой.

3. Для возникновения административных отношений достаточно воли одной из сторон (а именно: стороны, которая обладает властными полно­мочиями по отношению к другой). Это резко выделяет административ­ные отношения из всех других правоотношений, которые, как правило, возникают по взаимному согласию сторон

4. Административные отношения по своей сути являются организаци­онными, т. е. направлены прежде всего на организацию процесса правоисполнения. В функциональном смысле это регулирующее воздействие на поведение всех, кто связан со сферой государственного управления.

5. Возникающие в административно-правовых отношениях споры, как правило, разрешаются во внесудебном порядке в отличие от споров, возни­кающих в гражданско-правовых, трудовых или семейных правоотноше­ниях. Существует особый административный порядок обжалования дей­ствий должностных лиц, ущемляющих права граждан, хотя в последнее время наблюдается тенденция расширения круга административно-пра­вовых споров, разрешаемых судом.

6. Если одна из сторон нарушит требование административной нор­мы, нанеся при этом ущерб другой стороне правоотношений, нарушитель будет нести ответственность не перед другой стороной, а непосредственно перед государством.

Таким образом, под административно-правовыми отношениями по­нимаются управленческие отношения, в которых стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей.

Государственное управление, в сфере которого складываются админист­ративно-правовые отношения, в конечном счете сводится к осуществлению функций, направленных на организацию совместной деятельности людей.

Виды административных отношений многообразны. В зависимости от особенностей участников этих отношений выделяют отношения сопод­чиненных субъектов и отношения несоподчиненных субъектов.

К несоподчиненному виду административных связей относится взаи­модействие двух и более равнозначных и не находящихся в подчинении Друг к другу субъектов исполнительной власти (например, взаимоотно­шения между министерствами).

Соподчиненный вид административных связей может быть представлен в следующих вариантах:

1. Отношения вышестоящего субъекта исполнительной власти с ниже­стоящими субъектами исполнительной власти (например, отношения Пра­вительства РФ с министерствами и ведомствами).

2. Отношения субъекта исполнительной власти с предприятием (уч­реждением), находящимся в его подчинении (например, отношения Ми­нистерства общего и профессионального образования с вузами).

3. Отношения субъекта исполнительной власти с предприятием (уч­реждением), не находящимся в его подчинении (например, отношения органов финансового контроля с предприятием). Это внешняя форма со­подчинения. Она означает, что исполнитель не находится в прямой зави­симости от субъекта исполнительной власти.

4. Отношения субъекта исполнительной власти республиканского (об­ластного) значения с органами местного самоуправления.

5. Отношения субъекта исполнительной власти (федерального или муниципального) с негосударственными объединениями (коммерческими структурами, социально-культурными объединениями, общественными организациями и др.).

Во всех видах управленческих отношений непременно участвует тот или иной субъект исполнительной власти. Без него управленческие от­ношения в административном смысле возникнуть не могут, ибо только субъект исполнительной власти имеет полномочия выражать в юридичес­кой форме волю и интересы государства, т. е. он реализует на практике в исполнительном варианте государственную власть.

3. Административная ответственность наступает при наличии админист­ративного проступка.

Административная ответственность в Российской Федерации наступа­ет для граждан, достигших шестнадцатилетнего возраста. За лиц в воз­расте до 16 лет ответственность несут родители или опекуны правонару­шителя. К лицам от 16 до 18 лет административные взыскания применя­ются в соответствии с Законом РФ «Об основах системы профилактики без­надзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 26 июня 1999 года № 120-ФЗ (в ред. от 13 января 2001 года).

Военнослужащие и сотрудники ОВД в ряде случаев за администра­тивный проступок несут дисциплинарную, а не административную ответ­ственность. Например, если гражданин задержан в нетрезвом состоянии, к нему будет применено административное взыскание, а военнослужа­щий за аналогичный проступок может получить только дисциплинарное взыскание. В других случаях военнослужащие несут административную ответственность наряду с гражданскими лицами (например, за наруше­ние правил дорожного движения, правил охоты и рыболовства, таможен­ных правил и т. д.).

Административное право предусматривает такое понятие, как вина без вины. Например, руководитель автопредприятия несет администра­тивную ответственность, если водитель этого предприятия будет признан виновным в совершении дорожно-транспортного происшествия.

Административная ответственность не может применяться:

1) при крайней необходимости (в данном случае лицо не несет адми­нистративной ответственности, но не освобождается от материальной от­ветственности перед третьими лицами);

2) в случае состояния невменяемости лица в момент совершения пра­вонарушения;

3) если правонарушение имело незначительные вредные последствия или вовсе не имело их;

Административная ответственность иностранцев и лиц без гражданства наступает на общих основаниях, кроме случаев, когда правонарушитель пользуется дипломатической неприкосновенностью. Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося им­мунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Фе­дерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.

Субъектами административной ответственности могут быть как физичес­кие лица, так и коллективные образования. Актом, устанавливающим адми­нистративную ответственность физических лиц, является Кодекс об адми­нистративных правонарушениях (КоАП). Законодательство об администра­тивных правонарушениях коллективных субъектов не кодифицировано.

Мерой ответственности за административное правонарушение является административное наказание.

Виды административных наказаний:

2. Административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной:

2) стоимости предмета административного правонарушения на мо­мент окончания или пресечения административного правонарушения;

3) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на мо­мент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.

Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимос­ти предмета административного правонарушения, а также исходя из сум­мы неуплаченных налогов, сборов, не может превышать трехкратный размер стоимости соответствующего предмета, суммы неуплаченных на­логов, сборов. Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Запрет на посещение спортивно –массовых мероприятий

Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспорт­ным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управ­ления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствова­ния на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного проис­шествия, участником которого он являлся.

Лишение специального права в виде права охоты не может приме­няться к лицам, для которых охота является основным законным источ­ником средств к существованию.

Административный арест устанавливается и назначается лишь в ис­ключительных случаях за отдельные виды административных правонару­шений и не может применяться к:

а) беременным женщинам;

б) женщи­нам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет;

в) лицам, не дос­тигшим возраста восемнадцати лет;

г) инвалидам I и II групп.

Административный арест назначается судьей.

7. Выдворение за пределы Российской Федерации иностранных лиц и лиц без гражданства.

Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а так­же к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без об­разования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

9. Обязательные работы

Административные взыскания следует отличать от мер администра­тивного пресечения, которые предшествуют применению административ­ного взыскания и направлены на прекращение правонарушения.

В административном праве предусмотрена также такая процедура, как административное задержание. Это не взыскание, и применяется оно лишь в целях выяснения обстоятельств дела и выяснения личности за­держанного. Обычно административному задержанию подвергаются ли­ца, подозреваемые в совершении преступления или в силу обстоятельств замешанные в тех или иных противоправных деяниях. Срок администра­тивного задержания может длиться не более трех часов либо до рассмот­рения дела о правонарушении народным судьей или начальником органа внутренних дел. Задержанию сопутствуют личный досмотр и досмотр ве­щей задержанного с обязательным составлением протокола в присутствии не менее двух понятых.

Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имею­щим взыскание в течение установленного срока. Применять администра­тивные взыскания могут должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления. Однако в законодательстве еще не ре­шен вопрос о компетентности лиц, применяющих взыскание.

Особую область представляет административная ответственность организаций. Организации признаются субъектами нарушений, влекущих административную ответственность, если ими не соблюдаются норм земельного, налогового законодательства, законодательства об охране окружающей среды, нарушаются требования государственных стандартов области строительства, санитарных норм и т. д. Основной мерой административной ответственности, применяемой к организациям, являет штраф. Кроме штрафа, возможно приостановление действия лицензий на осуществление строительной деятельности или на право торговли сроком до трех месяцев.

Общие выводы. Административное право занимает особое место системе права Российской Федерации. Если конституционное право закладывает основные принципы деятельности государственного механизма, то административное право приводит этот механизм в действие, непосредственно закрепляет существующую систему органов исполнительной власти, регулирует государственную деятельность в области внутреннего управления и вытекающие из этой деятельности юридические отношения между властью и гражданами. Административное право закрепляет права личности, дает гражданам гарантии защиты от произвола должностных лиц, устанавливает контроль за деятельностью государственной администрации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *