что такое адаптивная коробка автомат
Сброс, калибровка и адаптация АКПП
Адаптация АКПП – процесс, который происходит на современных автоматических коробках переключения передач без участия автовладельца. То есть АКПП привыкает к манере езды водителя. На старых моделях автомата адаптацию приходилось делать вручную.
Однако, если вы сделали капитальный ремонт автомату, то старую адаптацию придется скинуть, чтобы АКПП заново привыкала к водителю. О том, как это сделать и для чего вообще нужна адаптация поговорим сегодня.
Для чего нужна адаптация
А вы знаете для чего нужна адаптация АКПП? Напишите в комментариях.
На сегодняшний день вы можете встретить не адаптивные коробки только на машинах 80 и начала 90 годов. Новые адаптированные автоматы вытеснили старые, которые не могли автоматически приспособиться к манере езды водителя.
Для чего это нужно было? Спросите вы. Автоматическая адаптация облегчает движение машины и управление ею водителем. Сидя за рулем, вы больше не почувствуете рывков при наборе скорости, если резко нажали педаль газа, а АКПП не успел перестроиться и быстро набрать передачи с первой.
Внимание! Со стороны водителя бывает трудно различить важные моменты при сбросе скоростей или опасности движения на скользкой дороге. Электроника быстрее различает эти моменты и создает специальные условия, которые защищают жизнь водителя и не мешают работать в спокойном режиме АКПП, чем увеличивают ее срок службы.
Адаптированные автоматы повышают плавность езды, электроника считывает действия водителя и привыкает к нему, повторяя или заранее подготавливаясь к нужному моменту.
Адаптивные коробки имеют два режима обучения:
Старые АКПП имеют только один из режимов обучения автомата. Соответственно и тупят больше, чем современные.
Если автомат стал плохо слушаться водителя, толкаться и пинаться в тот момент времени, когда он должен плавно набрать или сбросить обороты, то проблема может быть не только в конструктивной поломке механизма, но и в «мозгах» автомата.
Такое часто случается после ремонта, в первые дни после того, как поменялось масло. Значит автомат является не адаптивным и нужно сбросить адаптацию.
Внимание! Я советую делать сброс адаптации после замены гидроплиты, покупки бывшей в употреблении АКПП или автомобиля. А также рекомендую делать эту процедуру после экстремальных нагрузок и зимнего режима езды.
Основные параметры адаптации
Большинство современных коробок автомат не имеют специальных кнопок для переключения режимов. Это упрощает вождение автомобиля для автовладельца. Главное, чтобы в АКПП исправно работал чип с вшитой в него программой.
АКПП умеет распознавать зимние условия. Например, если колеса пробуксовывают, то включается зимний режим. Понимает, когда машина двигается в гору. Во время этого процесса включается пониженная передача.
Чем отличается обычный и адаптивный автоматы
А вы знаете, что у адаптивных коробок и обычных есть существенные различия? Читайте об это ниже.
Обычная АКПП не имеет никаких пониженных передач. Производитель закладывает в нее 2500 оборотов, на которых она должна переключиться на новый скоростной режим и раньше или позже достижения этого числа она не сделает переход.
На обычных коробках автомат водитель сможет найти кнопки имитаций повышенной передачи (Overdrive), спортивного режима (Sport). На адаптивных нет ничего такого. Переход с одного режима на другой исполняется по команде от компьютера, а не человека.
Устройство и принцип действия автомобильных технологий, узлов и агрегатов. Часть 1 — Адаптивные АКПП INVECS
Решил записывать в блог всю интересную информацию касаемую технического устройства окружающих меня автомобилей, по большей части это будет копипаста с различных интернет ресурсов.
И так, INVECS (Intelligent & Innovative Vehicle Electronic Control System) — бренд технологий автоматических трансмиссий с электронным управлением компании Mitsubishi Motors.
АКПП INVECS была впервые представлена в 1992 году на 7м поколении Mitsubishi Galant (диплом японского инженерного общества JSME 1993 года). АКПП INVECS-II была представлена в 1994 году на Mitsubishi FTO. Вариатор INVECS-III был представлен в 2000м году на 8м поколении Mitsubishi Lancer.
Первые два поколения этих замечательных АКПП (INVECS и INVECS-II) явились на момент своего появления лучшими в мире по своим характеристикам и возможностям (затем флаг первенства перешел к АКПП Honda Accord 7го поколения). Третье же поколение (INVECS-III) вообще не является АКПП и представляет собой вариатор с имитацией шести «виртуальных» передач. Поскольку вариаторы принципиально неспособны переносить сколько-нибудь значимую нагрузку сколько-нибудь значимое время и имеют неустранимо малый эксплуатационный ресурс, INVECS-III всерьёз восприниматься не может и будет упомянут очень кратко.
Ключевой «фишкой» INVECS являются глубокая интеграция систем управления двигателем и АКПП и их адаптивный алгоритм работы (первая в мире массовая адаптивная АКПП) на основе т.н. «нечеткой логики». Для этого используются данные множества внешних датчиков: педаль газа, датчик скорости автомобиля, датчик стоп-сигналов, реле включения кондиционера, частота вращения коленвала, датчик нагрузки двигателя (объемный КПД). Также используются внутренние датчики коробки, такие как температура масла в АКПП, скорости вращения входного и выходного валов, заполнение электромагнитных клапанов, проскальзывание колес гидротрансформатора друг относительно друга и т.д. Такое решение дало INVECS уникальные и выдающиеся на то время свойства. Например, до появления 5AT на Accord 7го поколения INVECSы были единственными «автоматами», способными правильно и эффективно тормозить двигателем.
Интересно, что датчик температуры масла АКПП прямо и непосредственно влияет на динамику автомобиля, т.к. запрещает замыкание гидротрансформатора до достижения коробкой минимальной рабочей температуры, что ведет на время прогрева к заметной потере динамики и невозможности тормозить двигателем. Особенно это заметно в морозные зимы — сразу после «холодного старта» машина «ревёт, но не едет», в то время как на прогретой коробке «пуляет» отменно. Умельцы приспосабливали на приборную панель специальный светодиодный индикатор замыкания гидротрансформатора, и на основании этого чётко видели момент прогрева коробки, что позволяло выбирать удобный режим движения (усиленно «давить тапку» для быстрого прогрева или, напротив, двигаться спокойно до выхода на правильный температурный режим).
Нечёткая логика INVECS
1.2 Нечёткая логика (fuzzy logic) — математическое понятие, формальная система, предметом которой являются предложения при нечетком задании характерных признаков отдельных составляющих элементов или соотношений между ними.
В отличие от «обычной» логики, в нечёткой логике нет однозначной связи между внешними условиями и состоянием системы. Так, например, возраст ребенка от полугода до десяти лет может быть по-разному отнесен детскому или младенческому:
А вот замечательный пример нечеткой логики для классификации медикаментов (каждый из них может оказаться сразу в нескольких разных группах и классах, в зависимости от контекста):
В АКПП механизм нечеткой логики отвечает на вопрос: нужно ли при текущих условиях производить переключение передачи, и если «да», то на какую передачу нужно переключиться? При этом одна и та же передача может быть «решением» для самых разных условий, и, напротив, одни и те же условия могут привести к разным передачам, исходя из предшествующего «опыта» АКПП. Понятно, что помимо передачи также происходит выбор оборотов двигателя, замыкания или размыкания гидротрансформатора.
Соответственно, если «обычная» АКПП всегда производит переключения передач одинаково в одних и тех же условиях, то нечёткая логика INVECS позволяет ей в широчайших пределах подстраиваться под манеру езды конкретного человека в конкретном настроении. Например, в зависимости от глубины нажатия педали газа АКПП будет производить переключение «наверх» тем позже, чем сильнее нажата педаль. При движении на подъем АКПП старается не переключать передачи «вверх». Если при прогретой коробке и постоянном положении газа машина начнет разгоняться под уклон, INVECS сам перебросит передачу «вниз» и будет притормаживать двигателем (на холодной коробке этого не произойдет). Также переключение «вниз» производится при приближении оборотов к холостым, при резком (сильно, но не до конца) или максимальном нажатии педали газа. Причём:
-при резком нажатии на газ обычно АКПП перебрасывает одну передачу «вниз»;
-при медленном, плавном нажатии газа почти до упора АКПП может вообще не менять передачу, разгоняясь
натягом на текущей;
-при резком нажатии газа до упора АКПП рассчитывает передачу, на которой в данный момент ускорение будет
максимально (с учетом кривой «обороты-момент» двигателя) и переключается сразу на неё, раскручивая
обороты до ограничителя.
Что сказать — фантастически удобно. Лучше было только на 7м «Аккорде», первой в мире машине, где при прочих равных «автомат» 5AT уверенно выигрывал переключение у человека 6MT — но там не было настоящего постоянного симметричного 4WD, только «медленный» 4WD on-demand.
Важно, что в начальный период после сброса параметров, когда коробка еще «не обучена», она переключается заметно более резко. Это нормально и проходит за несколько минут движения.
По опыту, на агрессивный стиль, с переключением передач как можно позже/ниже и удерживанием по возможности высоких оборотов, INVECS уверенно переходит уже через 30 секунд такой езды (и в таком режиме допускает движение накатом). Обратно к спокойному стилю, с редкими переключениями, низкими оборотами и как можно более ранними переходами на высокие передачи, коробка «успокаивается» примерно за две минуты. В сочетании с отличным торможением двигателем и очень аккуратными переключениями это приводит уже через полторы минуты движения к полной потере ощущения работы автоматики. Машина едет отлично, едет именно так, как ты хочешь от неё в этот момент, предугадывая и превентивно проводя переключения вниз на подъемах, роняя или подбрасывая обороты именно там и именно так, как это нужно делать. Правильно работая газом, можно управлять характером ускорения и замедления с невероятным удобством и предсказуемостью. Фантастические ощущения — при том, что в базовом INVECS было всего 4 ступени.
Как уже было упомянуто выше, побочным эффектом INVECS стала возможность управления АКПП с помощью мелких движений педалью газа. Если при разгоне ты хочешь «попросить» INVECS поднять передачу, просто приотпусти на мгновение педаль газа и тут же снова нажми. Коробка с редкой понятливостью перещелкнется вверх. Хочешь, наоборот, перекинуть вниз? Коротко давани газ и тут же отпусти — коробка переключится «вниз» и будет «держать» передачу какое-то время.
Второе поколение INVECS (INVECS-II) явилось глубокой переработкой и развитием первого поколения. Логика адаптивного переключения была существенно улучшена, по крайней мере на некоторых полноприводных моделях были добавлены ещё датчики (продольных и угловых ускорений, поворота руля).
Ключевой инновацией INVECS-II было появление т.н. «типтроника» (очень часто встречается название INVECS-II Sports Mode) — «честного» ручного режима переключения передач путем перевода селектора вбок от положения «Drive» и «покачивания» ею в ту или другую сторону. При этом АКПП всегда «держит» выбранную передачу вплоть до упирания в ограничитель (кроме замедления машины до малых скоростей — тогда «верхние» передачи «свалятся вниз»). В этом режиме адаптивность отключается, но коробка «запоминает» характер движения и после какое-то время (до резких ускоряющих или замедляющих действий) пытается ему следовать. Утверждается, что режим этот основан на технологиях Порше.
Типтроник крайне удобен — но по сути абсолютно не нужен, т.к. адаптивная электроника сама настолько хорошо перебирает даже базовые 4 передачи, что вмешиваться нет никакой нужды (см. также «подсказки» коробке педалью газа). Все редкие случаи использования типтроника «по делу» относятся к преодолению бездорожья, песчаных пляжей и иных трудных участков, где переключение «вверх» может серьезно осложнить движение машины.
В ручном режиме автоматика может запрещать переключение передач «вверх», если посчитает, что для текущего режима движения это вредно (приведет к потере динамики). Также автоматика запрещает ручное переключение передач «вниз», если при переключении из-за высокой скорости движения произойдет превышение предельных оборотов двигателя. Грубо говоря, сломать INVECS-II очень трудно, даже если специально этого захотеть.
После остановки ручной режим всегда переключается на 1ю передачу, однако допускает переключение на месте на 2ю передачу и трогание с неё, если того требуют дорожные условия.
В разное время INVECS-II ставился на разные машины и имел версии с 4мя, 5ю и 6ю ступенями.
2.2 Логика работы INVECS-II на модели Lancer
Атунг! Гонщегам на заметку!
Народная молва гласит, что INVECS-II позволяет стартовать с места «по-спортивному» — удерживая машину тормозами, полностью нажать газ и бросить тормоз после набирания двигателем максимально возможных оборотов. На самом деле, этот режим называется «тестирование гидротрансформатора» и имеет существенные ограничения:
-нельзя давить на газ, стоя на тормозе, более 5 секунд;
-нельзя повторять два таких старта подряд, нужно дать коробке остыть (например, побыть в положении N на 1000 об/мин по крайней мере минуту);
-номинальные обороты двигателя в таком режиме в момент старта будут составлять 2100-2600 об/мин, если отличаются — значит, гидротрансформатор неисправен и о гонках лучше забыть.
При стоянке на уклоне рекомендуется поставить машину на «ручник» до перевода селектора АКПП в положение «P», иначе последующее переключение селектора из положения «P» может быть физически затруднено.
Сбросить адаптивную память АКПП можно двумя способами:
-три раза подряд включить и выключить зажигание;
-несколько раз подряд на ходу воспользоваться режимом kickdown (тапка в пол).
Если адаптивность и нечеткая логика были отключены, например, для диагностики неисправности, включить их обратно можно поворотом ключа зажигания из положения OFF в положение ON, а затем снова в положение OFF.
INVECS-IIПри появлении неисправности в любой из систем АКПП индикатор «N» начинает мигать с частотой примерно 1 Гц.
Коды неисправности INVECS-II бывают разной «степени тяжести». Какие-то из них не влияют на работу коробки, какие-то переводят коробку в аварийный режим после 4-го появления, какие-то — сразу. Важно, что если 30 секунд подряд дергать селектор коробки в разные стороны, также будет сформирован код неисправности.
Аварийный режим тоже различается: может включать в себя просто принудительное включение 3й передачи, включение 3й передачи с возможностью вручную переключиться на 2ю, ограничение диапазона первыми тремя передачами.
Если уровень рабочей жидкости АКП слишком низкий, то насос рабочей жидкости всасывает воздух и направляет его вместе с рабочей жидкостью в систему, что приводит к образованию пузырьков в рабочей жидкости. Это является причиной падения давления рабочей жидкости, изменения точек переключения передач и буксования фрикционов и тормозов. Если уровень рабочей жидкости АКП слишком высокий, то шестерни вспенят рабочую жидкость, а образовавшиеся вследствие этого пузырьки могут привести к возникновению тех же проблем, что и в случае слишком низкого уровня рабочей жидкости.
В любом случае пузырьки воздуха могут привести к перегреву, вызвать окисление рабочей жидкости и воспрепятствовать нормальному функционированию клапанов, фрикционов и тормозов. Кроме того, в случае образования в рабочей жидкости пузырьков, рабочая жидкость может начать вытекать через вентиляционные отверстия, что может стать причиной ошибочного решения о наличии утечек.
Третье поколение INVECS, как уже говорилось выше, представляет собой грустную насмешку над раллийным прошлым Mitsubishi — вариатор с шестью виртуальными передачами и их автоматическим либо ручным переключением (последнее — с помощью подрулевых «лепестков»).
«Любовь» к вариаторам вызвана их более низким расходом топлива, при этом невозможность полностью использовать потенциал автомобиля, низкая надежность и малый ресурс во внимание производителями не принимаются.
Адаптивная АКПП (автомат). Что это такое, как работает. Пару слов про обучение
Современные автоматические коробки передач, совсем не похожи на своих предшественниц которые были 20 – 30 лет тому назад. На заре их появления они полностью управлялись гидромеханическими приводами и никакой электроники там просто не было! Надежность их зашкаливала, они запросто ходили по 200 – 300 000 километров, главное чтобы было правильное обслуживание, менялось масло и фильтра. НО современные АКПП, далеко от этого, в них достаточно много электроники, которая управляет коробкой. Сегодняшние автоматы, практически все адаптивные, они подстраиваются под стиль вождения водителя и под определенные условия («город-пробки», «трасса-обгоны» и т.д.). Но бывают, они дико «тупят» хотя их от этого можно излечить простым «обучением». В общем, сегодня все по порядку, будет интересно …
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ
Сейчас небольшое определение
Адаптивная автоматическая трансмиссия АКПП (автомат) – в своем строении имеет специальный электронный блок, который «привыкает» (адаптируется) к стилю вождению и помогает выбрать оптимальную взаимосвязь оборотов двигателя и переключения передач.
Мне кажется, сейчас уже нет обычных АКПП, если только в каких-либо музеях. Сейчас все современные автоматы, это смесь гидравлики, масла и электроники. Собственно сам процесс мало чем изменился, также есть вал, который от двигателя передает крутящий момент на гидротрансформатор, а уже после фрикционы зацепляют нужные шестерни планетарного механизма, подключая нужные передачи. Однако на новых автоматах всем этим процессом руководит электроника, она решает, при каких оборотах открываться соленоидам и переключать передачи.
Для чего нужна адаптация
Ответ простой такая функция обеспечивает самые комфортные условия управления автомобилем во всем диапазоне скоростных характеристик. Это становится благодаря использованию электронной составляющей, она контролирует:
Таким образом, работа коробки становится более понятной и продуманной. Хотя не всегда все просто.
Через сколько адаптируется АКПП?
Хочется отметить, что у разных производителей по-разному:
Почему адаптивная АКПП – ТУПИТ?
Некоторые мне пишут, что после пробки в 30 – 40 минут трансмиссия как будто не работает нормально. Она реально «ТУПИТ» другими словами это назвать нельзя. Давишь на педаль газа, а разгонной динамики НЕТ. Все просто она адаптировалась к пробке, и сделала передачи длиннее, для того чтобы постоянно их не переключать. Чтобы уменьшить износ АКПП
Бывают и другие ситуации – когда вы «жарите» по трассе, передачи начинают быстро переключаться и понижаться. Вы заезжаете в город и отзывчивость великолепная, разгонная динамика также. НО через определенное время в городском режиме, АКПП опять становится «обычным» как и работал.
Если динамическая езда почти всегда нравится, то вот «ЗАТУПЫ» обычно пугают.
Друзья не стоит пугаться, как правило — вы выезжаете из пробки, проезжаете несколько минут или километров в динамичном диапазоне и работа АКПП восстанавливается
Этот процесс называется «обучением», когда наш автомат запоминает нужный режим вождения.
Обучение АКПП
Как я уже упомянул выше, обучение зависит от многих параметров, как собственно и от самого строения автомата и его электроники (алгоритмов).
На одном вам стоит выехать из пробки и давить газ несколько минут (динамичная езда) и он переключится из овоща на спортивную езду.
Но бывает обучение, когда нужно проводить специальные манипуляции, потому как алгоритм считается по последним, скажем 200 километрам. Купили такой авто, а он у вас не едет, лучше сбросить все до заводских настроек.
Чем отличается обычный и адаптивный автоматы?
И тут все просто. Обычные автоматы запрограммированы на определенное переключение передач (у разных производителей по-разному), но суть одна – заложили переключения на 2500 оборотов и он переключается на них, никаких тебе пониженных экономичных оборотов, также нет и повышенных. Производители, конечно устанавливают различные имитирующие режимы – типа ECO (экономный), SPORT (спортивный), OD (овердрайв) и т.д., но все это по сути ручные регулировки автомата, никакой адаптации, все руками!
Адаптивный автомат, не нуждается в кнопках и настройках, не нужно никаких режимов он все запомнит и отрегулирует сам. Поэтому и на таких автоматах минимум кнопок, как у меня посмотрите фото, нет ни спорта, не экономного режима!
Если любите «экономить», так он и так привыкнет, если любите «гонять» через определенный пробег он будет переключаться на более высоких оборотах.
Как я уже писал выше определить такой автомат можно самому, по минимуму кнопок и режимов на рычаге и блоге рядом с ручкой АКПП. Ну и по изменяющемуся поведению.
Сейчас небольшое видео смотрим.
НА этом все, думаю для вас моя статья была полезна, расскажите про нее друзьям в соц.сетях, это лучшая благодарность для нашего блога.
(16 голосов, средний: 4,81 из 5)
Похожие новости
ТИПТРОНИК что это такое. Как им пользоваться? И причем тут ручно.
Вариатор (вариаторная коробка передач): что это такое, принцип р.
Фрикционы АКПП. Что это такое, как они работают и почему горят?