что такое адаптивки в феминизме

Пирамида адаптивных предпочтений

что такое адаптивки в феминизме. Смотреть фото что такое адаптивки в феминизме. Смотреть картинку что такое адаптивки в феминизме. Картинка про что такое адаптивки в феминизме. Фото что такое адаптивки в феминизме

О тему адаптивных предпочтений или, как мы привыкли называть их в русскоязычной радфем-среде, «адапт и вок», сломано немало копий. Часто открывающая для себя радикальный феминизм женщина начинает испытывать чувство вины за свой патриархальный образ жизни, но не знает, что считать адаптивками, а что нет, как и с какими из них бороться и за что взяться в первую очередь. Для «опытных» же радфем подобные вопросы могут стоять даже острее, поскольку первоначальная радость бунта и ощущение значимости своего поступка при отказе от адаптивных предпочтений сменились тяжелым осознанием, что к немедленному свержению патриархата это не привело: старые привычки умирают очень медленно, и вот уже кажется, что, может, не так уж и плохо было раньше, а другие феминистки ошиблись. Мы же, подходя к любым вопросам последовательно, хотим начать разговор с определения темы. Итак, что же такое “адаптивки”?

“Адаптивки” изначально расшифровываются как “адаптивные предпочтения”, но мы предлагаем отныне разграничивать адаптивные предпочтения и адаптивные практики.

АДАПТИВНЫМИ ПРАКТИКАМИ мы называем одобряемые обществом действия, которые женщина вынуждена делать, чтобы снизить потенциальный ущерб для себя и агрессию со стороны общества. Чаще всего эти практики неудобны для самой женщины, и в ситуации, где от них можно отказаться, о них с радостью забывают: например, начальство на работе заставляет вас красить глаза, а у вас ужасная аллергия на косметику — сам макияж не приносит вам никакого удовольствия, но вам приходится следовать дресс-коду (и забрасывать тушь в дальний ящик как только вы уходите с работы). Хорошим маркером адаптивной практики, служит то, что ее выполнение не требуется от мужчин. Необходимость ее выполнения рационализируется чаще всего словами “так принято” — то есть, она является условием для адаптации к определенным требованиям.

Но едва ли спорящих о допустимости адаптивок в радфем-пространствах интересует то, чем сами женщины заниматься не рады: гораздо большее внимание приковано к тем практикам, которые самим женщинам приносят удовольствие и неподдельную радость. Под АДАПТИВНЫМИ ПРЕДПОЧТЕНИЯМИ мы подразумеваем то, что из отведенных патриархатом рамок женщинам искренне нравится. Этот трюк происходит неосознанно: люди довольствуются тем, что могут получить, и убеждают себя, что именно этого-то они и хотели, не осознавая, что изначально у них не было выбора как такового. Юн Эльстер называет это механизмом “зеленого винограда”, ссылаясь на басню “Лиса и виноград”, в которой лиса, понимая, что не сможет достать виноград, заявляет, что ей не больно-то его и хотелось, ведь он все равно неспелый.

Адаптивные предпочтения напрямую пересекаются с адаптивными практиками, поскольку и первое, и второе, служит для укрепления подчиненного положения женщин. И если, в случае с практиками, их вред и направленность на маркировку угнетенной группы очевидны, то, когда речь заходит о предпочтениях, большинство дискутирующих встречаются с этической дилеммой — если женщина точно уверена, что ей нравится определенное явление, и что оно никаким образом негативно на ней не сказывается, какое право имеют сторонние люди не принимать это в расчет? Именно эту ошибку совершило в свое время либеральное сообщество и продолжают совершать многие: игнорирование природы адаптивных предпочтений приводит к непониманию “смысла” отказа от той или иной практики.

Чтобы распутать тот клубок лжи и заблуждений, в который превратилось обсуждение “адаптивок”, помимо самого разграничения адаптивных практик от адаптивных предпочтений и выяснения механизмов их действия, следует определить градацию влияния того или иного предпочтения.

что такое адаптивки в феминизме. Смотреть фото что такое адаптивки в феминизме. Смотреть картинку что такое адаптивки в феминизме. Картинка про что такое адаптивки в феминизме. Фото что такое адаптивки в феминизме

Глубинная идентификация с мужчиной

Высшим проявлением власти можно назвать порождение таких желаний, которые были бы удобны властвующим: контролируя мысли и желания, можно обеспечить согласие со стороны жертвы на угнетающие ее действия.

На данном уровне происходит интернализация идеи о собственном бессилии и неполноценности, не осознаваемая самой женщиной. Женщина не видит потенциально враждебную среду, в которой находится, всячески ее отрицает и создает свою собственную фантастическую версию этой среды для снижения напряжения (мой Вася отрефлексировал МГС, он даже разрешает мне феминистить!). Поскольку угнетение женщин мужчинами как класса лежит в основе патриархального общества и само осознание этого угнетения не допускается защитными механизмами психики, говорить о каком-либо “освобождении” без рефлексии предпочтений этого уровня невозможно.

Этическая идентификация с мужчиной

На этом этапе мнимая “свобода” и наличие мнимых альтернатив могут присутствовать из-за внедрения неопатриархальных идей, но качественного шага на пути к освобождению не происходит из-за отсутствия той самой рефлексии. Ориентация на мужское восприятие, все та же интернализация идей о собственной второсортности, нежелание видеть враждебность среды, строгое следование иерархии общества, сочетающееся с либеральными идеями или феминистским активизмом.

Теперь женщина выпрашивает исключение для себя, утешаясь иллюзиями насчет того, что приближение к “мужским” интересам или ориентация на мужское мнение способны улучшить ее социальное положение (возможно, мужчины не враги, просто недостаточно образованы; и потом, мои друзья из Гражданского Общества никогда не называли лично меня шлюхой!). Поскольку такое “освобождение” достигается за счет ублажения угнетателей, истинное освобождение невозможно без работы.

Культурная идентификация с мужчиной

Продолжаются попытки “договориться” с угнетателем, интернализируя его мировоззрение. Для психологической защиты создается альтернативная, менее враждебная среда, выдуманная и не имеющая ничего общего ни с реальным освобождением, ни с наблюдаемой реальностью. Эта альтернатива подменяет в сознании реальность, из-за чего разговоры о вреде патриархата ведутся, но к реальным выводам не приводят, порождая бесконечный поиск исключений (но ведь геи/айдолы/персонажи аниме не такие…).

Инфантилизм

Для женщины на этой стадии характерны определенные инфантильные, детские черты: сильная зависимость от одобрения, неспособность распоряжаться собственной жизнью, неумение вести быт, общая безрассудность. Часто происходит поиск авторитетных фигур — “мамочек” — предметов фанатичного обожания или иррациональной ненависти.

Женщина на данном этапе воспринимает феминисток как другой вид женщин, более сильный, ресурсный и способный, и считает их обязанностью тащить на себе, просвещать и утешать менее удачливых, какой себя видит она. Она склонна преувеличивать свою беспомощность и приуменьшать значение женского труда, может паразитировать на других женщинах (как же я пойду и организую свою группу роста? У меня и подруг-то нет, ведь я интровертка). Предпринимать какие-либо шаги к освобождению она не намерена и довольно агрессивно реагирует на тех, кто критикует ее пассивность.

Идеализация и дегуманизация женщин

На этом этапе уже появляется желание общения с женщинами, в определенной степени ориентация на женщин в мировоззрении. Стоит отметить, что любовь к абстрактным персонажкам, или интерес к другим социальным движениям (сами по себе вполне нейтральные явления) в данном случае пересекаются с неотрефлексированной внутренней мизогинией, и превращаются в список завышенных требований к соратницам.

Отрешенность от тела

Все, что чаще всего ассоциируется с понятием отказа от “адаптивок”, находится на этом этапе, поскольку явные маркеры таких предпочтений проще определить (нарощенные ресницы, макияж, крашеные волосы, маникюр…). Женщина продолжает воспринимать свое тело как инородный элемент и все его характеристики делит на “приемлемые” и “неприемлемые”. Проблема возникает, если она отказывается видеть патриархальные практики восприятия женщин через их внешность, и считает, что это ее личный выбор.

Здесь же очень важно понимание природы “выбора”, то есть то, что перечисленные практики существуют как единственный допустимый в патриархате способ самовыражения женщины. Также важно понимать, что данные практики могут быть бесполезны или даже вредны для самой женщины, поэтому в ее интересах отказаться от них или минимизировать их использование.

Неуважение к собственной личности

Женщинам предписывается пассивная роль, требующая от них заботы о состоянии всех людей вокруг. Подобная постоянная отдача создает ситуацию, в которой женщина не способна обозначить собственные границы и отстаивать их, не может распознать свои желания и понять, что именно вызывает у нее дискомфорт. Ее приучают избегать конфликта любой ценой, а отстаивание собственных границ часто сопряжено с конфликтными ситуациями. У нее сильно желание восприниматься в обществе как “хорошая девочка”, она не может противостоять внешнему давлению.

Стыд и чувство вины — самые “болевые” места на этом этапе, которыми происходит регуляция “правильного” поведения. Для освобождения необходимо работать над лояльным отношением к себе, в первую очередь позволить себе быть неидеальной. Научиться принимать свои “плохие” качества, нежелательное поведение, слабые стороны, развивать независимость, способность опираться на себя, свои чувства, свое мнение, быть главной в своей жизни и не позволять другим диктовать условия.

Итак, вы видите, что адаптивные предпочтения — это не только про ношение каблуков и макияжа, оправдываемое личным удобством. Это сложная система психологического приспособления к угнетению, убеждение себя в совершении выбора там, где выбора нет. Главный вред адаптивных предпочтений заключается в том, что жертва неосознанно становится соучастницей собственной эксплуатации.

Исчезновение адаптивных практик возможно при упразднении строгих правил поведения и внешнего вида, а вот для полного избавления от адаптивных предпочтений требуется работа не только внешняя, но и внутренняя, которую женщине придется проводить самой, при помощи рефлексии, поддержки подруг и соратниц, развития критического мышления и более вдумчивого изучения явления.

Главной “защитой” от адаптивных предпочтений можно назвать понимание их природы и отказ, прежде всего, от внутренних убеждений в “свободности” выбора той или иной практики.

Источник

Давайте не будем судить женственных женщин

В фем-сообществах проходят жаркие дискуссии на тему «адаптивного выбора». Одна часть феминисток считает, если девушка занимается бьюти-практикой, потому что ей это нравится, то с ней все о’кей, это ее выбор и осуждать ее за такое нельзя. Другая же часть придерживается мнения, что любое «женское» занятие, будь то бритье ног, выщипывание бровей и прочее, не может делаться для себя, на подсознательном уровне оно все равно делается для мужчин. Я не знаю, кто тут прав и не берусь судить об этом. Мне просто хочется изложить свое видение данной проблемы.

Адаптивный выбор

Адаптивный выбор – это выбор, сделанный в пользу одобряемых действий. То есть, какого бы пола человек не родился, он уже должен вписываться в общепринятые нормы. В связи с этим формируются те или иные ожидания. От девочек ждут, что они будут играть в куклы, влюбляться в мальчиков, вести быт и станут заботливыми женами. Я считаю, что не очень хорошо, когда за человека заранее решают, каким он должен быть, это касается и мальчиков, и девочек, но речь я веду в первую очередь о девочках, потому что феминизм о женщинах и для женщин (опять же мое личное мнение). Но пока что наше общество построено так, что белые мужчины занимают главенствующую позицию, они обладают большими правами, они занимают руководящие должности, они угнетают другие группы. Поэтому женщина, которая выбирает приемлемую модель поведения, на мой взгляд, не должна встречать осуждение, потому что ее поведение является следствием устоявшейся системы, в которой она должна жить. Поэтому девушка может принять правила патриархальной игры, если они ее устраивают, а может отказаться от каких-то женских обязанностей и делать со своей жизнью все что захочет. И та и та позиция, на мой взгляд, приемлема, далее объясню почему.

Да, женщине будет значительно комфортней находиться в обществе с бритыми подмышками, потому что так принято. Может быть, женщина не хочет встречать осуждающие взгляды в общественном транспорте, поэтому каждое утро занимается бритьем. Конечно, здорово, когда ты крутая радфемка и бросаешь вызов обществу таким образом, но это не значит, что другие тоже так могут.

И в принципе, неудивительно, что женщины предпочитают болезненные процедуры по удалению волос с тела, выходить замуж за состоятельного мужчину, рожать детей, носить каблуки, играть пассивную роль – так значительно проще интегрироваться в общество. И выбор может происходить осознанно и неосознанно.

Про осознанность

Лично я, встречая девушку, которая ходит в зал, следит за собой, кучу времени тратит на макияж, и все это для того, чтобы привлечь внимание мужчин, испытываю только сочувствие. Но я понимаю и стараюсь принять, что такая модель поведения для нее является удобной, так ей жить проще и безопасней. Я не могу ее осуждать за это, возможно, поделюсь своими взглядами и мыслями на этот счет, если ее это действительно будет интересовать, но на этом все. Я вижу в ней следствие системы, в которой мы живем, и она выбрала для себя такой путь. Я не считаю, что такие люди поддерживают стереотипы о «глупых блондинках» и прочее, они просто являются жертвами угнетения, а как известно, каждый выживает в силу своих возможностей.

Может статься, что кому-то нравится наносить на себя макияж. Кто-то получает удовольствие от усталости во всем теле после тренировки. Кому-то очень хочется иметь детей и заниматься домом. И в этом нет ничего ужасного, если это осознанный выбор. Если девушку устраивают все сложности связанные с родами, то никаких проблем – заводи детей. Или же она понимает, что на коже после удаления волос может появиться раздражение, но она все равно на это идет – то почему мы должны ее осуждать?

Мне кажется, что две эти позиции имеют место быть и ни одна из них не должна считаться плохой. Просто кто-то имеет смелость не делать то, что от нее ждут, а кто-то – нет.

Источник

Что такое адаптивки в феминизме

что такое адаптивки в феминизме. Смотреть фото что такое адаптивки в феминизме. Смотреть картинку что такое адаптивки в феминизме. Картинка про что такое адаптивки в феминизме. Фото что такое адаптивки в феминизме

что такое адаптивки в феминизме. Смотреть фото что такое адаптивки в феминизме. Смотреть картинку что такое адаптивки в феминизме. Картинка про что такое адаптивки в феминизме. Фото что такое адаптивки в феминизме

Феминизм: наглядно запись закреплена

Адаптивки и плохие/хорошие феминистки

На протяжении длительной истории усилиями мужчин был выдуман образ удобной (мужчинам), «настоящей женщины». Если женщина этому образу соответствует, то она «хорошая», если нет – то «как мужик», «плохая», «дефектная».

Если женщина не будет использовать адаптивки, то подвергнется негативным социальным санкциям. К примеру, без макияжа женщина может работать не везде, если женщина не будет носить женскую одежду, то её будут называть «пацанкой» или другими обидными словами. Если женщина нормально питается, занимается боевыми искусствами или спортом и разовьёт нормальную женскую мускулатуру, ей будут говорить, что это не женственно, некрасиво, неправильно, в то время как мужчину с развитой мускулатурой будут хвалить.

Не понаслышке многие знают о репродуктивном давлении на женщину: «роди внуков», «роди мне сына», «каждая должна родить, хотя бы для себя», «не рожала – не женщина». Так, многие женщины рожают детей «что б отстали», многие «для мужа», кто-то «для мамы», кто-то, что б быть «настоящей женщиной».

Феминистки часто говорят о том, что носить макияж, рожать детей, брить ноги «для себя» невозможно. И очень часто среди женщин поднимается крик возмущения: «но у меня колит, если не брить», «но мне самой нравится краситься», «но мне нравится брить подмышки», «но ведь уход за собой…», «но ведь гигиена же». Так срабатывает психологическая защита. Жертва не хочет видеть того, что она – жертва, потому что осознать, что ты вовсе не свободная леди, которую никто не ущемит и никто не дискриминирует – больно.

Некоторые женщины думают, что феминистки запрещают женщинам пользоваться адаптивками. Начнём с того, что не феминистки могут что-то запрещать, а мужчины. Они бенефициары нашей социально-экономической системы. Феминисткам остаётся только призывать к рефлексии, к самоанализу, к размышлениям о том, что кроется за твоим желанием родить, сделать макияж или побрить подмышки. А за этим кроется точно не твоё личное желание.

Нет ничего ужасного в том, что та или иная женщина (или даже феминистка!) пользуется адаптивками. Не она виновата в этом. И, порой, без адаптивок не получается. В каких-то организациях существует дресс-код, где-то нельзя работать без макияжа или маникюра. Даже некоторые феминистки используют адаптивки, потому что иначе не получается.

Нет ничего ужасного в том, что женщина (или даже феминистка!) замужем или воспитывает сына. Это не говорит о том, что она плохая женщина или плохая феминистка. При том, что использование адаптивок сказывается на женщинах негативно, иногда для женщины нет другой возможности. Всё это не отменяет того, что любые гетеросвязи, замужество и рождение детей – являются механизмами угнетения женщин, представляют собой угрозу для женщин, ставят в ещё более уязвимое положение.

Прежде чем показывать пальцем на сестру, называя её «плохой феминисткой», следует подумать, а как много ты знаешь об этой женщине? Может, она родила сына ещё до того, как узнала о феминизме? Может, вышла замуж ещё до того, как осознала, что любой женщине следует избегать гетеросвязей? Может, эта женщина накрашена не потому, что она «плохая феминистка», а потому что работает в офисе, куда без макияжа её не пустят?

Феминистки призывают максимально отказываться от адаптивок, но не призывают называть женщин с макияжем «плохими». Феминистки выступают против адптивок, а не против женщин, которые вынуждены использовать патриархальные практики, что б выжить в обществе.

Ещё раз хотелось бы подчеркнуть: когда женщина говорит о том, что красится или бреет подмышки «для себя», это всего лишь значит, что она пока не в состоянии признать, что она – жертва системы. И никакого «для себя» на самом деле не существует.

Феминистки призывают рефлексировать и отказываться от адаптивок там, где это возможно, где это не вредит. Феминистки не призывают срочно бежать сдавать сыновей в детдом, делать аборт или разводиться. Феминистки призывают не пользоваться патриархальными практиками тогда, когда это не угрожает жизни и здоровью женщины.

Источник

Что такое адаптивки в феминизме

Доктор Асфоделус
Я не помню названий, была даже группа о гинекологии, где я кучу раз помогала в комментариях девушкам советом, а меня забанили за то, что я не осудила сексуальную практику, которая не нравится админке.

Но вы критикуете не адаптивки, вы в посте критикуете женщин, которые защищают свой выбор! Если женщина хочет что-то делать и защищает это право, то зачем на нее набрасываться, зачем оскорблять ее выбор, даже если вам кажется, что он навязан?? Ну так это вам кажется, так можно и на кофейной гуще погадать.

Если хотите осуждать адаптивки, так говорите только про них, а не про женщин! Говорите, что каблуки вредны, а не бабы-дуры, и вопросов не возникнет.
Каблуки вредны, макияж не нужен, бритье далеко не для всех обязательно, и ни один мужик еще не умер от инфаркта при виде небритых ног из-под юбки! Вот, что нужно нести в массы, а не осуждение женщин, чего бы они там не защищали, иначе женское соо так и будет тихо и люто ненавидеть друг друга. Именно этим мне оно не нравится, что там НЕНАВИДЯТ женщин, которые не принимают какого-то решения, их осуждают, их оскорбляют, хотя казалось бы, йоу, это фем-френдли соо, будьте добры друг к другу, поддерживайте друг друга, высказывайте свои позиции, но не навязывайте их, иначе чем вы лучше мужчин?

Доктор Асфоделус
Изначально вы говорите, что не на женщин бомбили, а на адаптивки, а теперь говорите, что да, вам не нравятся женщины, которые выражают позицию, отличную от вашей.

Источник

«А ты какая феминистка?». Гид по основным направлениям движения

что такое адаптивки в феминизме. Смотреть фото что такое адаптивки в феминизме. Смотреть картинку что такое адаптивки в феминизме. Картинка про что такое адаптивки в феминизме. Фото что такое адаптивки в феминизме

что такое адаптивки в феминизме. Смотреть фото что такое адаптивки в феминизме. Смотреть картинку что такое адаптивки в феминизме. Картинка про что такое адаптивки в феминизме. Фото что такое адаптивки в феминизме

Феминизм стремится к равенству, но есть направления, которые по-разному смотрят на методы его достижения. Одни активистки считают, что нужно менять государственные законы, другие — свергать капитализм. Разбираемся в основных направлениях феминизма и рассказываем, какие они продвигают идеи.

Марксистский феминизм

что такое адаптивки в феминизме. Смотреть фото что такое адаптивки в феминизме. Смотреть картинку что такое адаптивки в феминизме. Картинка про что такое адаптивки в феминизме. Фото что такое адаптивки в феминизме

Появился во второй половине XIX века вместе с работами философов Августа Бебеля, Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Самыми известными представительницами были Клара Цеткин, Роза Люксембург, Александра Коллонтай. Они противопоставляли себя буржуазному феминизму, так как считали, что у женщин рабочего и буржуазного классов слишком разные интересы. Буржуазные активистки считали патриархат главным источником угнетения. Марксистки были уверены, что корень зла содержится в капитализме.

Основные идеи

Марксистский феминизм сегодня

Что почитать

Социалистический феминизм

что такое адаптивки в феминизме. Смотреть фото что такое адаптивки в феминизме. Смотреть картинку что такое адаптивки в феминизме. Картинка про что такое адаптивки в феминизме. Фото что такое адаптивки в феминизме

Направление выросло из марксистского феминизма и развилось в 70‑х годах XX века с работами Зиллы Айзенштайн и Джулиет Митчелл. В отличие от марксистских феминисток, социалистические верят, что гендерное равенство не менее важно, чем классовое.

Основные идеи

Социалистический феминизм сегодня

В прошлом году издание Teen Vogue выпустило статью «Социалистический феминизм: что это такое и как он может заменить корпоративный феминизм». В ней журналистка Сара Леонард рассказала о процветании этого движения в США. Молодые женщины стали чаще поддерживать социал-демократов на выборах. Появились новые лидеры движения, например, Сара Нельсон и Александрия Окасио-Кортес. Журналистка пишет, что идеи социализма набирают популярность у миллениалов и поколения Z. Они считают, что капитализм сделал феминизм товаром, при этом положение женщин не становится лучше.

Что почитать

Радикальный феминизм

что такое адаптивки в феминизме. Смотреть фото что такое адаптивки в феминизме. Смотреть картинку что такое адаптивки в феминизме. Картинка про что такое адаптивки в феминизме. Фото что такое адаптивки в феминизме

Направление появилось в 1960‑х годах. Главными фигурами движения были Шуламит Файрстоун, Кэти Сарачайлд, Ти-Грейс Аткинсон и Кэрол Ханиш.

Основательница радикально-феминистской группы «Красные чулки» Эллен Уиллис считала, что направление сильно помогло всему движению. Например, активистки стали публично обсуждать вопросы сексуальности, разработали «язык» второй волны (например, именно они ввели термин «патриархат» в феминистскую теорию) и легализовали аборты в США. Сегодня радикальный феминизм — скорее идейная основа.

Основные идеи

Поднаправления

Культурный феминизм

Активистки считают, что мужчины и женщины различаются с точки зрения не только биологии, но и культуры, истории и психологии. Они разделяют мужское и женское поведение, поощряют второе за эмпатию, чувственность, склонность отдавать, стремление к миру. Культурные феминистки мечтают о матриархате, потому что женщины могут построить гармоничное и ненасильственное общество.

Сепаратистский феминизм

Сторонницы поднаправления считают, что от мужчин нужно отстраниться. Только так можно сопротивляться патриархату. Сепаратистка принципиально не вступает в рабочие или личные отношения с мужчиной. К формам сепаратистского феминизма относится также позитивная дискриминация, когда женщин предпочитают мужчинам при равных критериях отбора, например при найме на работу.

Далее речь пойдёт SWERF и TERF, которые часть сообщества признаёт течением радикального феминизма. Но тут есть разногласия, и многие критикуют поднаправления за антифеминизм. Другие находят определения оскорбительными для представительниц радикального течения.

С английского trans-exclu­sion­ary rad­i­cal fem­i­nist — радикальная феминистка, которая исключает трансгендеров. Активистки считают, что мужчина всегда остаётся мужчиной и угнетателем, а женское тело — не оболочка, которую можно «примерить».

SWERF

Что почитать

Большая часть произведений не переведена на русский язык.

Либеральный феминизм

что такое адаптивки в феминизме. Смотреть фото что такое адаптивки в феминизме. Смотреть картинку что такое адаптивки в феминизме. Картинка про что такое адаптивки в феминизме. Фото что такое адаптивки в феминизме

Течение разделилось на две волны. Первая возникла в середине XIX века и продлилась до начала XX. Феминистки в то время боролись за избирательное право. Среди них были активистки и писательницы Мэри Уолстонкрафт, Джудит Сарджент Мюррей и Фрэнсис Райт.

В 1960‑х годах либеральное фем-движение снова набрало популярность благодаря книге Бетти Фридан «Загадка женственности». Она описала, как домашний быт ограничивает женщину и не даёт ей самореализоваться. Либфеминистки «второй волны» выступали за доступ женщин к высшему образованию, поддержку государства в воспитании детей и равное распределение домашних обязанностей.

Основные идеи

Поднаправления

Помадный феминизм

Активистки защищают право женщины быть сексуальной и женственной. Она может носить макияж, платья и каблуки, оставаясь феминисткой. Это свободный выбор, а не угода патриархату.

Сексуально-позитивный феминизм

Активистки считают, что осознание собственной сексуальности поможет женщинам добиться раскрепощения и независимости. Сексуально активная женщина заявляет о своей свободе, а не «облегчает жизнь» мужчинам и не расширяет их привилегии. Например, сексуально-позитивные феминистки считают обнажённые снимки актом женской эмансипации.

Что почитать

Большая часть произведений не переведена на русский язык.

Интерсекциональный феминизм

что такое адаптивки в феминизме. Смотреть фото что такое адаптивки в феминизме. Смотреть картинку что такое адаптивки в феминизме. Картинка про что такое адаптивки в феминизме. Фото что такое адаптивки в феминизме

Интерсекциональность — теория пересечений разных форм угнетения, которые не просто складываются, а усиливают друг друга. Термин появился благодаря профессору Кимберли Креншоу. В конце 80‑х она отстаивала права темнокожих женщин. Интерсекциональность стала популярна среди феминисток четвёртой волны начиная с 2010‑х годов.

Основные идеи

Поднаправления

Чёрный феминизм

Выступает за права темнокожих женщин, которые сталкиваются с тройной дискриминацией: гендерной, классовой и расовой. Представительницы критикуют господствующий западный феминизм за то, что он исключает расу из анализа угнетения.

Трансфеминизм

Противоположность TERF. Активистки защищают права трансгендерных женщин. Они считают, что гендерное равенство достигается через защиту всех людей, которые идентифицируют себя как женщин.

Постколониальный феминизм

Направление возникло благодаря теоретикам из «третьего мира». Они критикуют западных феминисток за игнорирование опыта женщин из колониальных стран, которые испытывают на себе двойное давление — имперское и патриархальное. То есть страдают от «двойной колонизации».

Что почитать:

Произведения не переведены на русский язык.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *