что такое адаптация в физической культуре
Понятие адаптации с точки зрения физиологии спорта
Парфенов Н.А. – тренер-преподаватель по греко-римской борьбе
Понятие адаптации с точки зрения физиологии спорта.
В рамках первого направления понятие «адаптация» тесно связано с понятием «стресс», как состояние общего напряжения организма, возни кающего при действии сильного раздражителя. В этом случае организм переводится в аварийный режим работы, который призван увеличить вероятность достижения результата. При этом возможны реакции двух видов:
-если раздражитель не превышает приспособительных возможностей организма, происходит мобилизация и перераспределение энергетиче ских и структурных ресурсов организма, активизируются процессы специфической адаптации. Именно реакции второго типа стимулируют формирование адаптации в спорте.
Закономерности формирования адаптации тесно связаны с законо мерностями формирования функциональных систем по П.К.Анохину. Под функциональной системой понимается такая динамическая организация структур и процессов организма, которая вовлекает эти компонен ты независимо от их анатомической, тканевой и физиологической оп ределенности. Единственным критерием включения тех или иных компонентов в систему является их способность содействовать получению конечного приспособительного результата, характерного для данной физиологической системы. К узловым механизмам функциональной системы П.К.Анохин относил:
-формирование афферентной модели будущих результатов действия системы (акцептор действия);
-формирование интеграла афферентных возбуждений; получение полезного результата системы;
-формирование обратной афферентации, в которой закодированы параметры полученного результата;
-сличение параметров модели прогнозируемых результатов (акцептор действия) с параметрами реально полученных результатов
Адаптация представляет собой сложный процесс адекватного при способления организма к изменяющимся условиям с обязательным ис пользованием его физиологических резервов, т.е. скрытых возможно стей человеческого организма, которые могут быть реализованы в экс тремальных условиях. Биологические резервы адаптации могут быть подразделены на клеточные, тканевые, органные, системные и резервы целостного организма. Адаптация организма к физическим нагрузкам представляет собой динамический процесс целесообразной перестройки функциональных систем с использованием физиологических резервов, направленный на поддержание постоянства внутренней среды. Основ ное условие, обеспечивающее сохранение гомеостаза, состоит в том, чтобы возникшие при тренировках адаптационные сдвиги не выходили за пределы резервных возможностей организма.
Таким образом, срочная адаптация к физическим нагрузкам характеризуется максимальной по уровню, но неэкономичной гиперфункцией ответственной за адаптацию функциональной системы, явлениями чрез мерной стресс-реакции и возможным повреждением органов и систем.
Долговременная адаптация возникает постепенно в результате длительного или многократного действия на организм факторов среды. В отличие от срочной она возникает не на основе готовых физиологических механизмов, а на основе вновь сформированных программ гомео- статического регулирования. Долговременная адаптация, по существу, развивается на основе многократной реализации срочной адаптации и характеризуется тем, что в итоге постепенного количественного накопления каких-то изменений организм приобретает новое качество в определенном виде деятельности. Переход от одного вида приспособления к другому знаменует собой узловой момент адаптационного процесса, так как именно этот переход делает возможной жизнь человека в новых условиях. Предполагается, что любые факторы среды, к которым адапти руется организм, различными путями в итоге приводит к дефициту АТФ, креатинфосфата, увеличению потенциала фосфорилирования и повышению гликолиза. Эти сдвиги, в свою очередь, ведут к активации генетического аппарата клетки, а последующие изменения направлены на восполнение недостатка энергии. Долговременная адаптация к физическим нагрузкам определяется прежде всего тем, что возникающая активация синтеза нуклеиновых кислот и белков приводит к избиратель ному развитию определенных структур и. таким образом, расширяет звенья, лимитирующие интенсивность и длительность приспособитель ных реакций.
Адаптация к физическим нагрузкам: суть процесса с пояснениями
Физические нагрузки оказывают влияние на организм человека. Оно может быть положительным, однако в некоторых случаях наносит серьезный вред. Потому нужно быть предельно осторожными при выборе интенсивности и длительности занятий физкультурой. Правильная адаптация к физическим нагрузкам должна быть продуманной, медленной и постепенной.
Суть процесса адаптации организма к нагрузкам
Способность организма меняться в зависимости от условий окружающей среды можно назвать уникальным свойством человека. В широком смысле, адаптация – это возможность приспосабливаться к самым разным факторам условий жизни, окружающей среде. У атлетов эти условия значительно отличаются от тех, кто спортом не занимаются. К примеру, они обычно соблюдают строгий режим дня, следуют правилам здорового питания, а главное – регулярно подвергают свое тело интенсивным физическим нагрузкам.
Суть приспосабливаемости: просто о сложном
Физиологические и биохимические механизмы адаптации человеческого организма к физическим нагрузкам выработались в многовековом процессе общей эволюции. Они отражены в генетическом коде. Потому каждый человек получает их в наследство от родителей. Этот процесс носит название генотипического.
Это означает, что любой человек, вне зависимости от пола, возраста или национальности имеет такие механизмы изначально, с рождения. Но вот уровень реализации у них может быть разным, в зависимости от личностных факторов: соматотипа (типа телосложения) и высшей нервной деятельности. Показатели для мужчин имеются в отдельной статье нашего сайта.
В процессе жизни показатели адаптации мышц к физическим нагрузкам могут меняться. В детстве они развиваются, постепенно нарастая, потом стабилизируются к зрелости, а в старости снижаются. При регулярных занятиях спортом процесс может быть намного более быстрым и интенсивным. Систематические тренировки подстегивают адаптивные процессы, повышая уровень приспосабливаемости. Это называется фенотипической адаптацией.
Срочная и долговременная адаптация к физическим нагрузкам
Процесс приспосабливаемости в течении жизни каждого человека может иметь фазный характер.
Срочная
В основе такого варианта адаптации можно назвать те самые структурно-функциональные изменения, которые мы уже упоминали. Они происходят только во время выполнения человеком физических упражнений. Организм, за счет повышения энергетического обеспечения мышц, создает им наиболее благоприятные условия для работы. В результате значительно улучшается вентиляция легких и возрастает скорость кровообращения. Большую роль в биохимических и физиологических процессах играют также стрессовые гормоны глюкокортикоиды и катехоламины. Основные аспекты изменения катаболизма выглядят следующим образом.
При этом выработка энергии увеличивается на клеточном, молекулярном уровне. Метаболизм при этом значительно ускоряется в некоторых аспектах. Катаболические явления подстегиваются, а анаболические, наоборот, угнетаются (в первую очередь синтез белков). Качественно все эти явления для разных людей не отличаются. Однако при наличии регулярных нагрузок, в особенности, правильно спланированных спортивных, они могут оказаться более глубокими. Именно срочная адаптация позволяет спортсменам систематически увеличивать нагрузки и достигать больших высот.
Долговременная
Этот процесс начинает происходить в промежутках между интенсивными тренировками. Он требует намного больше времени, чем срочный. Он специально ориентирован на то, чтобы организм получил возможность выполнять и выдерживать все последующие физические нагрузки. Фактически долговременная адаптация готовит наше тело к новым занятиям с повышенной нагрузкой. Направление ее можно обозначить следующими процессами.
В процессе тренировок долгосрочная и срочная адаптация происходит поочередно. Не удивительно, что они взаимно влияют друг на друга. Правильное их чередование и грамотно выстроенный процесс помогает атлетам постоянно наращивать мышечный потенциал.
Понятие и разновидности тренировочного эффекта
Чтобы разобраться, насколько сильно физические нагрузки влияют на процесс адаптации, была разработана система оценки тренировочного эффекта. Она состоит из трех основных составляющих.
Срочный
Именно эти основные функциональные эффекты адаптации к физическим нагрузкам имеют непосредственное отношение к срочной адаптации. Во время физических нагрузок все сдвиги в организме четко фиксируются и анализируются. Без лабораторных исследований тут никак не обойтись, так как все происходит в виде биохимических реакций и сдвигов.
По значениям максимального потребления кислорода (МПК), а также порога анаэробного обмена (ПАНО) можно легко просчитать состояние энергетического обеспечения. После изнурительной нагрузки «до отказа» в крови повышается уровень лактата, а величина рН падает. Это означает, что аденозинтрифосфат или аденозинтрифосфорная кислота (АТФ) — нуклеозидтрифосфат, играющий колоссальную роль в метаболизме реализовал свои возможности в ресинтезе.
Отставленный
Так называется тренировочный эффект, который включается на протяжении нескольких дней после интенсивной тренировки. Фактически начинается отставленный эффект в период активного восстановительного процесса. Основным «индикатором» его начала можно назвать суперкомпенсацию веществ, которые тело истратило во время выполнения физических усилий. К таким веществам относятся гликоген в печени и крови, протеины мускулов и креатинфосфат.
Кумулятивный
Такой эффект отражает все совокупность сдвигов в организме после физических занятий, которые накапливаются постепенно в организме в плане его биохимии. К этому виду можно отнести также частные случае отставленного и срочного тренировочного эффекта. Проявления его всегда напрямую зависит от характера нагрузок, их направленности, длительности и специфики.
Использование механизма адаптации в тренировочном процессе
Чтобы выстроить тренировочный процесс грамотно, согласно научным выкладкам и данным, придется разобраться, как же можно применить знание об адаптации, да и ее саму для пользы нашему телу. Самые важные закономерности, которые при этом используются, называются биологическими принципами спортивной тренировки (БПСТ). В научном мире их существует много, но мы рассмотрим наиболее важные.
Принцип регулярности
Это понятие имеет прямое отношение к адаптации, которая происходит в процессе регулярных (систематических) тренировок, а также отдыха между ними.
Чаще всего в спортивной практике применяют принципы положительной или отрицательной регулярности. Зато нейтральное взаимодействие (длинные перерывы) отлично сочетается со многими видами лечебной гимнастики, к примеру, суставная по методу доктора Бубновского.
Принцип доступности и индивидуализации
Простыми словами, это понятие отражает возможность выполнения тех или иных упражнений разными людьми в группе занимающихся. Следует выбирать тот уровень нагрузки, который способны «потянуть» даже те, у кого физическая подготовленность находится на довольно низком уровне. Если искусственно завысить уровень, то пострадает техника выполнения упражнений, чего ни в коем случае нельзя допускать. Чрезмерно легкие задания в то же время не дадут никакого эффекта. Фактически стоит остановиться на алгоритме: от простого к сложному, от неизвестного, к известному, от главного к второстепенному.
Индивидуализация занятий при этом не менее важна. При отказе учитывать личностные данные каждого спортсмена наступает торможение скорости адаптации, накопившимися продуктами рабочего распада. То есть, это значит, что всегда надо делать скидку на индивидуальные показатели каждого атлета в отдельности. Однако противопоставлять это общему принципу доступности ни в коем случае нельзя, он всегда остается в приоритете.
Принцип последовательности и постепенности
В основе адаптации организма к физическим нагрузкам лежат биохимические изменения в организме, это мы уже выяснили. Они появляются, а также развиваются не все вместе, а поочередно и постепенно. Первым проявляется и сохраняется намного дольше аэробное энергообеспечение. Содержание в мускулах гликогена при этом сильно повышается, ведь именно он применяется в качестве источника энергии. Для весомого роста выносливости, силы, скорости и ловкости нужны многие годы интенсивных тренировок.
Принцип постепенности подразумевает медленное, а не резкое наращивание физических нагрузок. Реализация его обеспечивает плавный переход атлета с одного уровня физической подготовленности на другой. Суть всех изменений заключается в постоянном повышении требований к занимающемуся. Учтите, что наращивать нужно с умом, так как у малоподготовленных людей каждое занятие и так вызывает сильный стресс, что сводит на нет все показатели адаптации. Потому крайняя степень постепенности играет главенствующую роль в процессе.
Принцип обратимости
Любые изменения в нашем теле не постоянны, они могут меняться под влиянием тренировок. Если прекратить занятия полностью или же постепенно снижать нагрузки, то в итоге можно легко вернуться к изначальным показателям. Все это закономерно и основано на биохимии. К примеру, в мускулах начинает падать содержание креатинфосфата и гликогена, как источников энергии, а миофибрилл становится намного меньше.
Профессиональные спортсмены называют это явление растренированностью. Фактически суперкомпенсация является полностью обратимым процессом, причем носит она временный характер. Это значит, что единичные тренировки не вызывают адаптивных явлений в организме. Чтобы они возникли, тренировки должны происходить регулярно, с правильным чередованием отдыха и занятий, а также верно подобранными нагрузками.
Основные показатели адаптации к физическим нагрузкам
Что делать, когда вы полностью адаптировались
Если ваш организм перестает реагировать на нагрузки и даже выматывающие тренировки в зале не приносят более никаких результатов, значит вы привыкли к нагрузкам. Особенно часто на подобные «симптомы» обижаются люди, желающие похудеть. Они часами вкалывают в зале, потом еще бегают по несколько километров, но масса тела остается стабильной, не сдвигаясь ни на грамм. Чтобы обойти такой эффект, нужно использовать советы от бывалых, которые помогут обратить ситуацию в свою пользу.
Последнее, что хотелось бы упомянуть в свете адаптации тела к физическим нагрузкам, это питание. Без этого фактора не получится увидеть тот результат, который хотелось бы. Это основа жизни, ведь именно с едой мы получаем питание для всего тела. Главное тут, чтобы поступление калорий соответствовало потреблению организма. Если вы получаете больше, чем можете сжечь, о вскоре на боках и животе увидите некрасивые отложения липидов, бороться с которыми гораздо труднее, чем наращивать. Очень важна еще и сбалансированность рациона, чтобы всех нужных веществ было в достатке. Если все это соблюдать в точности, в итоге адаптация будет происходить именно так, как нужно, а вы станете сильнее, выносливее и ловчее.
Адаптивная физическая культура: понятие и сущность.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ
КУРСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФИЛИАЛ) РГСУ
Дополнительная образовательная программа
«Физическая культура. Технологии, методы преподавания и организация учебно-тренировочного процесса в спортивных и образовательных учреждениях, кружках, секциях»
Лоторева Юлия Николаевна
1. Адаптивный спорт: понятие и сущность. Адаптивная физическая культура.
2. Особенности развития физической культуры учащихся с ослабленным здоровьем.
3. Физическая активность и спорт среди инвалидов: реальность и перспективы.
Список используемой литературы.
1. Адаптивный спорт: понятие и сущность. Адаптивная физическая культура.
Адаптивный спорт – это спорт инвалидов. Его основная цель – это реализация способностей человека и сравнение их со способностями других людей, имеющих аналогичные проблемы в развитии. Адаптивный спорт ориентирован на соревнование, на достижение максимальных результатов. То есть ключевой является установка на рекорд – это и есть главное отличие адаптивного спорта от всех остальных видов адаптивной физкультуры. Необходимым условием при занятиях адаптивным спортом является правильная классификация спортсменов по способностям, стремление к максимальному уравниванию шансов на победу. Такое распределение осуществляется по двум направлениям – медицинскому, где основным критерием является степень имеющегося поражения функций, и по спортивно-функциональному, где учитывается специфика двигательной активности в каждом конкретном виде спорта.
Адаптивный спорт является разновидностью адаптивной физической культуры. Адаптивная физическая культура – это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.
У человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует:
осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека;
способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;
компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;
способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;
потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни;
осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;
желание улучшать свои личностные качества;
стремление к повышению умственной и физической работоспособности.
Считается, что адаптивная физкультура по своему действию намного эффективнее медикаментозной терапии. Понятно, что адаптивная физкультура имеет строго индивидуальный характер. Адаптивная физкультура полностью от начала и до конца происходит под руководством специалиста по адаптивной физкультуре.
«Адаптивная» – это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.
2. Особенности развития физической культуры учащихся с ослабленным здоровьем.
С момента рождения ребенка, его свобода ограничена условиями того социума, где он родился и будет жить. Для достижения здоровья необходимо помочь ему адаптироваться к окружающему миру и быть с ним в гармонии.
Для оценки здоровья детей и подростков, в соответствии с существующими представлениями, используются следующие критерии :
— наличие или отсутствие отклонений здоровья в дошкольном или школьном возрасте. Для определения риска развития тех или иных отклонений в состоянии здоровья необходимо знать все о здоровье родителей, что позволяет определить направленность риска:
уровень физического развития, степень его гармоничности, соответствие биологического возраста календарному;
уровень физической подготовленности;
нервно-психическое развитие ребенка (сюда относятся психические функции и социальное поведение);
уровень функционирования основных систем организма;
степень сопротивляемости и устойчивости организма к болезням;
наличие или отсутствие хронических заболеваний;
адаптация (приспособление) к меняющимся внешним условиям;
улучшение состояния здоровья.
Выявленные критерии позволяют установить не только состояние здоровья детей, но и установить высокую зависимость между физической работоспособностью организма и уровнем его физического здоровья.
При всех хронических заболеваниях имеются общие закономерности как результат ограничения физической активности при стойком нарушении здоровья. Так, малоподвижность, как вынужденная форма поведения при длительно протекающим заболевании влечет за собой целый ряд негативных последствий: ослабление процессов возбуждения центральной нервной системы (ЦНС), нарушение механизмов регуляции, нарушение ритма деятельности внутренних органов, процессов пищеварения, обмена веществ, снижение адаптационно-компенсаторных возможностей, слабость и быструю утомляемость.
Концепция укрепления здоровья предполагает:
повышение устойчивости организма к заболеваниям;
стимулирование роста и гармонического развития;
формирование двигательных возможностей и физической работоспособности;
совершенствование реакций терморегуляций организма;
нормализацию деятельности отдельных органов и функциональных систем;
повышение деятельности мозга и создание положительных эмоций; способствующих охране и укреплению психофизического здоровья.
Адаптивная физкультура рассматривается как часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц, с ограниченными возможностями в двигательной активности, восстановлении, укреплении и поддержки здоровья, личностного развития, самореализации физических и духовных сил в целях улучшения качества жизни, социализации и интеграции в общество. С полным правом можно сказать, что адаптивная физическая культура, как новая учебная дисциплина представляет творческую деятельность по преобразованию человеческой природы, «окультуриванию» тела, его оздоровления, формирования интересов, мотивов, потребностей, привычек, развития высших психических функций, воспитания и самовоспитания личности, самореализации индивидуальных способностей.
Отношение к физическому развитию личности состоит из компонентов: когнитивный, ценностно-ориентированный, деятельностный.
Когнитивный компонент – это создание определенного запаса элементарных знаний и умений, без которых не могут возникнуть склонность и интерес к физической культуре.
Достаточность знаний учащегося о физической культуре характеризуется рядом показателей. Это глубокие разносторонние знания о том, что такое физическая культура, культура и личность, сущность и функции физической культуры, история физической культуры и спорта.
Достаточность знаний о роли гигиены, основ медицины и специальных физических упражнений на развитие личности учащегося. Умение оперировать полученными знаниями, способность анализировать и оценивать факты, высказывать обоснованные суждения.
Информированность в современных оздоровительных системах и возможности их применения.
Были установлены следующие уровни достаточности знаний: высокий, средний, низкий.
Второй уровень – средний. У учащихся этой категории интерес к знаниям по физической культуре, спорту неустойчив. В целом уровень знаний недостаточный, чтобы разбираться в физической культуре, спорте. Знания отрывочны и совершенно не основательны. Данная категория учащихся не отличается зрелостью и суждениях в поступках.
Третий уровень – низкий. К этому уровню относятся учащиеся, у которых интерес к физической культуре не выражен, знания отрывочны, бедны. Они не понимают специфики различных физических упражнений, не имеют навыка, способности анализировать, высказывать обоснованные суждения о том или ином достижении в физической культуре. Знаний о физической культуре практически нет.
В связи с тем, что большинство ослабленных детей ведут малоподвижный образ жизни, нормальный двигательный режим для них может на первых порах явиться сильным раздражителем. Поэтому перед учителем и врачом стоит задача: подбирать индивидуальный двигательный режим и убеждать каждого школьника, что только прилежными и систематическими занятиями физкультурой можно избавиться от своего недуга. Это поможет добиться положительной мотивации, активности, воспитания силы воли, необходимой для преодоления трудностей, связанных с возрастающими запросами к организму, а в конечном итоге – максимального оздоровительного эффекта от занятий.
3. Физическая активность и спорт среди инвалидов: реальность и перспективы.
«Одним из показателей цивилизованного общества является его отношение к инвалидам», – считает профессор П.А. Виноградов.
В резолюции Организации Объединенных Наций (далее – ООН), принятой 9 декабря 1975 года, изложены не только права инвалидов, но и те условия, которые должны им создаваться государственными и общественными структурами. К этим условиям относятся условия среды занятости, в том числе и мотивации со стороны общества, обеспечение медицинского обслуживания, психологическая адаптация и создание социальных условий, включая индивидуальный транспорт, а также методическое, техническое и профессиональное обеспечение.
В настоящее время большинство экономически развитых стран, и, в первую очередь, США, Великобритания, Германия и др. имеют разнообразные программы и системы социального обеспечения инвалидов, куда входят и занятия физической культурой и спортом.
Во многих зарубежных странах отработана система привлечения инвалидов к занятиям физической культурой и спортом, которая включает в себя клинику, реабилитационный центр, спортивные секции и клубы для инвалидов. Но самое главное – создание условий для этих занятий.
Основная цель привлечения инвалидов к регулярным занятиям физической культурой и спортом – восстановить утраченный контакт с окружающим миром, создать необходимые условия для воссоединения с обществом, участия в общественно полезном труде и реабилитации своего здоровья. Кроме того, физическая культура и спорт помогают психическому и физическому совершенствованию этой категории населения, способствуя их социальной интеграции и физической реабилитации.
В зарубежных странах очень популярны среди инвалидов занятия физической активностью с целью отдыха, развлечения общения, поддержания или приобретения хорошей физической формы, необходимого уровня физической подготовленности. Инвалиды, как правило, лишены возможности свободного передвижения, поэтому у них часто наблюдаются нарушения сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Физкультурно-оздоровительная активность в таких случаях является действенным средством профилактики и восстановления нормальной жизнедеятельности организма, а также способствует приобретению того уровня физической подготовленности, который необходим, например, инвалиду для того, чтобы он мог пользоваться коляской, протезом или ортезом. Причем речь идет не просто о восстановлении нормальных функций организма, но и о восстановлении трудоспособности и приобретении трудовых навыков. Так, например, в США 10 млн. инвалидов, составляющих 5 % населения, получают от государства помощь в размере 7 % от Общего национального дохода.
Среди основных целей и задач отечественной Государственной политики в области реабилитации и социальной адаптации инвалидов средствами физической культуры и спорта на первом месте стоит создание инвалидам условий для занятий физической культурой и спортом, формирование у них потребности в этих занятиях.
И все же, называя пути достижения основных целей в работе с инвалидами, разработчики отмечают: «создать адекватную сложившимся социально-экономическим условиям структуру государственного и общественного управления (а значит и финансирования) физической культуры и спорта инвалидов».
Такая запись невольно приводит к мысли о том, что сложившаяся кризисная социально-экономическая ситуация в России требует адекватного управления и финансирования этого важного направления. Согласиться с этим никак нельзя, т.к. даже в этой кризисной ситуации общество может и должно создать условия, необходимые для жизнедеятельности инвалидов.
Среди приоритетных направлений деятельности по развитию адаптивной физической культуры разработчики Концепции справедливо называют:
вовлечение как можно большего числа инвалидов в занятия физической культурой и спортом;
физкультурное просвещение и информационно-пропагандистское обеспечение развития физической культуры и массового спорта среди инвалидов;
обеспечение доступности для инвалидов существующих физкультурно-оздоровительных и спортивных объектов;
подготовка, повышение квалификации и переподготовка специалистов для физкультурно-реабилитационной и спортивной работы с инвалидами;
создание нормативно-правовой базы развития физической культуры и спорта инвалидов.
Несомненным достоинством данной концепции являются предложения по разграничению полномочий и функций в системе физической реабилитации инвалидов между федеральными и региональными органами государственного управления в области физической культуры и спорта.
В этой связи следует подчеркнуть, что центр тяжести в работе перемещается на места. Именно местные органы власти, в первую очередь, должны создавать равные условия для занятий физической культурой и спортом среди всех категорий населения.
Адаптивная физическая культура интенсивно исследуется в последние годы и предполагает научное обоснование широкого спектра проблем: нормативно-правового обеспечения учебно-тренировочной и соревновательной деятельности; управления нагрузкой и отдыхом; фармакологической поддержки спортсменов-инвалидов в периоды предельных и околопредельных физических и психических напряжений; нетрадиционных средств и методов восстановления; социализации и коммуникативной деятельности; технико-конструкторской подготовки как нового вида спортивной подготовки и многих других.
Изучаются наиболее эффективные пути использования физических упражнений для организации активного отдыха инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, переключения их на другой вид деятельности, получения удовольствия от двигательной активности и др.
В физической реабилитации адаптивной физической культуры акцент делается на поиск нетрадиционных систем оздоровления лиц с ограниченными возможностями здоровья, ориентируясь, прежде всего, на технологии, сопрягающие физическое (телесное) и психическое (духовное) начала человека и ориентирующиеся на самостоятельную активность занимающихся (различные способы психосоматической саморегуляции, психотерапевтические техники и т.п.).
Исследуются биологические и социально-психологические эффекты от применения двигательных действий, связанных с субъективным риском, но с гарантированной безопасностью для занимающихся и выполняемых с целью профилактики депрессии, фрустрации, различных социально неприемлемых видов зависимостей (от алкоголя, психоактивных веществ, азартных игр и др.).
Находят научное обоснование технологии, основанные на интеграции двигательной деятельности со средствами и методами искусства (музыки, хореографии, пантомимы, рисунка, лепки и др.) и предполагающие вытеснение из сознания занимающихся предыдущей картины мира, поглощение их новыми впечатлениями, образами, активностью, погружение в деятельность, стимулирующую работу отдыхавших участков мозга (его обоих полушарий), всех сфер человеческого восприятия. Креативные виды адаптивной физической культуры дают возможность занимающимся перерабатывать свои негативные состояния (агрессию, страх, отчужденность, тревожность и др.), лучше познать себя; экспериментировать со своим телом и движением; получать сенсорное удовлетворение и радость ощущений собственного тела.
Производится специализация сотрудников сектора в различных областях науки (педагогике, психологии, медицине, физиологии, биомеханике, математической статистике и т.д.), а также накопление большого практического опыта в сфере адаптивной физической культуры (АФК) и адаптивного спорта (АС) обеспечивают комплексный подход в решении проблем, связанных с:
1. Разработкой нормативно-правовых основ адаптивной физической культуры и спорта.
2. Обоснованием инновационных технологий научно-методического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности людей с нарушениями в состоянии здоровья.
3. Диагностикой (в том числе компьютерной), оценкой и контролем над состоянием занимающихся физическими и спортивными упражнениями.
4. Оказанием практической помощи в коррекции имеющихся функциональных нарушений;
5. Организацией и проведением научных конференций по вопросам АФК;
6. Подготовкой кадров высшей квалификации в сфере АФК (обучение в аспирантуре, проведение диссертационного исследования и защита диссертации).
Таким образом, активизация работы с инвалидами в области физической культуры и спорта, несомненно, способствует гуманизации самого общества, изменению его отношения к этой группе населения, и тем самым имеет большое социальное значение.
Надо признать, что проблемы физической реабилитации и социальной интеграции инвалидов средствами физической культуры и спорта решаются медленно. Основными причинами слабого развития физической культуры и спорта среди инвалидов является практическое отсутствие специализированных физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружении, недостаток оборудования и инвентаря, неразвитость сети физкультурно-спортивных клубов, детско-юношеских спортивных школ и отделений для инвалидов во всех типах учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. Ощущается нехватка профессиональных кадров. Не выражена в достаточной степени потребность в физическом совершенствовании у самих инвалидов, что связано с отсутствием специализированной пропаганды, подвигающей их к занятиям физической культурой и спортом.
В сфере физической реабилитации инвалидов по-прежнему существует недооценка того обстоятельства, что физкультура и спорт гораздо более важны для человека с ограниченными возможностями, чем для благополучных в этом отношении людей. Активные физкультурно-спортивные занятия, участие в спортивных соревнованиях являются формой так остро необходимого общения, восстанавливают психическое равновесие, снимают ощущение изолированности, возвращают чувство уверенности и уважения к себе, дают возможность вернуться к активной жизни.
Одним из ведущих направлений адаптивной физической культуры является адаптивный спорт, магистральным направлением которого является формирование двигательной активности, как биологического, психического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Научные разработки по адаптивной физической культуре и, в частности, по адаптивному спорту привлекают в настоящее время специалистов не только в области физической культуры и спорта, но и адаптологов, валеологов, психологов, физиологов, деффектологов, биомеханников, медиков и других специалистов.
Адаптивный спорт имеет два направления: рекреационно-оздоровительный спорт и спорт высших достижений. Первое реализуется в школе как внеклассные занятия в секциях по избранному виду спорта в двух формах: тренировочные занятия, соревнования. Второе направление реализуется в спортивных и физкультурно-оздоровительных клубах, общественных объединениях инвалидов, спортивных и физкультурно-оздоровительных школах. Практика подтверждает, что, если для здоровых людей двигательная активность – обычная потребность, реализуемая повседневно, то для инвалида физические упражнения жизненно необходимы, так как они являются эффективнейшим средством и методом одновременно физической, психической, социальной адаптации.