что такое адаптация приемного ребенка и приемной семьи
Тема 8. Адаптация ребенка в приемной семье.
План:
I. Этапы адаптации ребенка в приемной семье
В адаптации детей к приемной семье можно выделить следующие этапы:
Ведущий обращает внимание участников на плакат «Этапы адаптации», который в течение всего занятия должен находиться на видном месте.
Первый этап адаптации ребенка («Медовый месяц»)
Первую стадию можно охарактеризовать как «Знакомство», или «Медовый месяц». Здесь отмечается опережающая привязанность друг к другу. Родителям хочется обогреть ребенка, отдать ему всю накопившуюся потребность в любви. Ребенок испытывает удовольствие от своего нового положения, он готов к жизни в семье. Он с удовольствием выполняет все, что предлагают взрослые. Многие дети сразу же начинают называть взрослых папой и мамой. Но это совсем не значит, что они уже полюбили — они только хотят полюбить новых родителей.
Ребенок испытывает и радость, и тревогу одновременно. Это приводит многих детей в лихорадочно-возбужденное состояние. Они суетливы, непоседливы, не могут долго сосредоточиться на чем-то, за многое хватаются. Перед ребенком в этот период появляется много новых людей, которых он не в состоянии запомнить. Довольно часто, совершенно неожиданно и, казалось бы, в неподходящее время, дети вспоминают биологических родителей, эпизоды, факты из прежней жизни, начинают спонтанно делиться впечатлениями. А вот если специально спрашивать о бывшей жизни, некоторые дети отказываются отвечать или говорят неохотно. Это не свидетельствует о плохой памяти, а объясняется обилием впечатлений, которые ребенок не в состоянии усвоить.
Семьи лицом к лицу сталкиваются с проблемами усыновления часто совсем не похожими на те, которые они предполагали увидеть. Некоторые приемные родители начинают ощущать свою беспомощность или огорчение по поводу того, что у них в семье появился совсем не такой ребенок, какого они себе представляли.
Взрослым очень хочется, чтобы процесс привыкания проходил, как можно более гладко. В действительности же, в каждой новой семье случаются периоды сомнений, подъемов и спадов, тревог и волнений. Приходится в той или иной степени менять первоначальные планы. Никто заранее не может предугадать, какие неожиданности могут возникнуть.
Еще один важный момент, который необходимо учитывать родителям, заключается в том, что, с точки зрения ребенка (если он уже достаточно большой), он теряет свою кровную семью не в тот момент, когда попадает на «нейтральную территорию» — в приют, а тогда, когда приходит в приемную семью («сожжение мостов»). Часто ребенок чувствует себя предателем — «это я во всем виноват» — и нуждается в поддержке. Взрослому необходимо быть с ним, не требуя ответных чувств благодарности.
На данном этапе ребенку не до конца ясна его роль и положение в приемной семье. Это обстоятельство может дополнительно тревожить маленького человека. Ребенку требуются разъяснения со стороны взрослых о его будущем.
Второй этап адаптации ребенка («Уже не гость»)
Для этого этапа характерен кризис взаимоотношений в приемной семье. Ребенка как подменили, резко ухудшилось его поведение. Однако, это закономерный этап адаптации ребенка в приемной семье, обусловленный множеством причин, совокупно действующих в этом периоде. Взрослым следует обрадоваться этим изменениям (втайне от ребенка) и поделиться этой хорошей новостью с социальным работником.
Рассмотрим причины ухудшения поведения ребенка.
1. Появление доверия к приемным родителям и ослабление «эмоциональной пружины».
Можно продемонстрировать родителям рисунок пружины в двух состояниях — сжатом и разжатом — и пояснить, что эмоциональность ребенка на начальном периоде жизни в приемной семье характеризуется напряженностью, связанной с его желанием понравиться взрослым. Ребенок временно подчиняет свою личность взрослым. Эту напряженность может иллюстрировать сжатая пружина. Однако ребенок не способен очень долго находиться в напряженном состоянии, ему нужна разрядка.
Необходимо указать участникам занятия на парадокс: ухудшение поведения ребенка следует рассматривать как хороший знак, который радует и специалистов, и обученных (понимающих, в чем дело) родителей. Дело в том, что ребенок очень сильно старался понравиться взрослым в течение всего периода, условно названного «медовый месяц». Он старался сдерживать в своем поведении те проявления, которые, как он предполагал, могут не понравиться окружающим («могут прогнать»).
Однако очень долго сдерживать себя невозможно. То, что сжато, разожмется при первом же удобном случае. Иллюстрация пружины в разжатом состоянии помогает почувствовать участникам, как легко стало пружине, когда ее ничто не сдерживает. Ровное, дружелюбное, сочувственное, принимающее и заботливое отношение в семье — разрешение для ребенка «отпустить» эмоциональную напряженность, дать ей волю, отреагировать на фрустрацию обычным для себя образом, сформированным в «прошлой» жизни. Фактически, ребенок с этого момента доверяет семье свои истинные, не совсем приглядные стороны, что и есть признак близости в отношениях. Ребенок чувствует, что «уже не прогонят».
Следует также обратить внимание участников на то, что ребенок отдал взрослым дань своего подчинения обстоятельствам, что свидетельствует о его способности гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям (именно это его замечательное свойство и позволяет ему выживать в крайне трудных, бедственных условиях). Однако, в следующем периоде, когда ребенку предоставляется возможность реабилитироваться — восстановить свое попранное право жить в семье, он решает следующую по важности задачу. Эта задача может быть сформулирована, как «утверждение своей личности». Проявлениями самоутверждения, отчасти, могут быть объяснены упрямство, агрессивность, повышенная обидчивость, своеволие и т. д. Следует уважительно относиться к стремлению подрастающей личности «отстоять себя», нежеланию раствориться в «пейзаже», пытаясь понять потребности личности ребенка и способствуя смягчению гипертрофированных черт его характера.
В «разжатом», более расслабленном, состоянии ребенку легче далее адаптироваться, как в приемной семье, так и в детском учреждении, что, в конечном итоге, создаст лучшие, чем прежде, условия для его развития.
Появление доверия по отношению к родителю — очень важный момент в жизни приемной семьи, с которым она может себя поздравить.
2. Неготовность ребенка к появившимся требованиям и ожиданиям.
Здесь возможны следующие ошибки взрослых.
3. Нарастание детской тревоги в связи с неотчетливым пониманием своего места и своей роли в приемной семье. Здесь происходит испытание недоверчивым ребенком приемной семьи на прочность. Нужно учитывать, что «проверка» информирует семью о неполном благополучии во взаимоотношениях.
4. Эмоциональные трудности в связи с возможными встречами ребенка с биологическими родителями или другими родственниками.
5. Обусловленность нарушений поведения приемного ребенка предыдущим травмирующим жизненным опытом.
Ребенок символически показывает качество своих внутрисемейных отношений в «прежней» жизни (провоцирующая роль приемной семьи, ее реабилитационное значение для ребенка). Возможность эмоционально и поведенчески «отреагировать» свой прошлый опыт создает условия для дальнейшего нормального развития ребенка.
Различные нарушения поведения детей в кризисном периоде налагают на родителей большую воспитательную нагрузку. Поэтому им нужно помнить о двух популярных методах воспитания, которые следует применять прежде всего: методе поощрения и методе профилактического обучения.
Ведущий вводит понятие порочного круга в поведении ребенка, который возникает в случае неверного понимания взрослыми своих задач в кризисном периоде взаимной адаптации ребенка и родителей в приемной семье.
Можно продемонстрировать участникам плакат, изображающий порочный круг взаимодействия взрослого и ребенка. На плакате показана схема взаимозависимости трех составляющих: тревога не дает ребенку хорошо учиться и нормально себя вести, плохое поведение ребенка и проблемы в обучении вызывают негативные реакции взрослых, а это еще больше тревожит ребенка. В итоге получается замкнутый порочный круг, из которого очень трудно найти выход.
Необходимо обсудить с участниками возможность появления у неподготовленного родителя чувства отчаяния, что может привестик ложным выводам: мне достался «не тот» ребенок, мне с ребенком не справиться, я — плохой воспитатель и т. д. Чтобы преодолеть этот сложный период, нужно помнить следующее.
Ведущий может еще раз указать на важность второго этапа в развитии отношений в приемной семье, демонстрируя плакат «Позитив кризисного этапа».
Кризисный этап необходим принимающей семье, поскольку:
Третий этап адаптации ребенка («Вживание»)
На новом этапе взаимоотношений, пройдя через трудности кризисного периода, взрослые гораздо лучше понимают проблемы ребенка (и свои тоже). Когда ребенок сталкивается с трудностями (их у него еще очень много), взрослые дают ему эмоциональную поддержку, напоминают: мы вместе, мы справимся. Они уже не предъявляют ребенку лавину требований, зная его возможности. В случае «сбоев» в поведении ребенка взрослые (зачастую с помощью специалистов) ищут и находят причины, а также способы их смягчения или преодоления.
На данном этапе качество жизни семьи может быть нестабильным, волнообразным. Одним из дестабилизирующих моментов может оказаться недостаточное внимание родителей к кровным детям, если они имеются в семье. Повышенное внимание к приемному ребенку может нервировать кровных детей, вызывать непринятие, ревность, бунт. Они, подобно приемному, также могут начать плохо себя вести, у них может снизиться настроение, успеваемость в школе. Однако теперь родители лучше понимают и проблемы кровных детей, им легче справляться с ними.
Другой дестабилизирующий момент семейной жизни — небрежное или неуважительное отношение членов приемной семьи к биологическим родственникам приемного ребенка. Ведущий должен напомнить участникам о важности биологических родителей для эмоциональной жизни ребенка (можно использовать рисунок молодого дерева, уходящего корнями в почву, на которой оно выросло).
Эмоциональная жизнь ребенка продолжает быть тесно связанной с его кровными родителями. Самооценка ребенка может очень сильно страдать, и отношения с приемными родителями могут ухудшиться при неуважительном отношении приемных родителей к кровным родственникам ребенка. Ребенку на протяжении всей жизни нужны его биологические корни. Следует поощрять принятие ребенком своих родных. Это крайне важно для гармоничного развития его личности.
Понимание связи между ошибками родителя и ухудшением взаимоотношений в семье может оказаться в ряде случаев очень сложным для членов приемной семьи. Зачастую в таких ситуациях требуется помощь извне, со стороны сопровождающих специалистов.
Четвертый этап адаптации ребенка («Стабилизация отношений»)
Этот этап характеризуется большой удовлетворенностью в семейной жизни. Взрослые, как правило, достигают своей первоначальной цели, связанной с мотивацией принятия ребенка в свою семью. Некоторые из них обсуждают с работниками приюта возможность взять в семью еще одного приемного ребенка.
Ребенок спокоен за себя и за свое будущее, хотя судьба кровных родителей может его тревожить. Ребенок находит свое место не только в приемной семье, но и в социуме («Раньше я собирал бутылки, а теперь хожу в детский сад»).
Кровные дети приобретают бесценный жизненный опыт помощи слабому и гордость за своих родителей. Закладываются основы успешности функционирования их будущих собственных семей. Улучшается качество жизни всех членов семьи и семьи в целом. На этом этапе уже можно судить, удалась ли новая семья.
II. Тайна усыновления
Наличие или отсутствие тайны усыновления и отношение приемных родителей к родным родителям ребенка являются одними из самых ключевых факторов, влияющих на характер детско-родительских отношений при воспитании приемных детей.
Рассмотрим, как наличие тайны усыновления может вызвать дисфункцию в отношениях детей и приемных родителей.
Поскольку появление в семье приемного ребенка требует изменения существующих семейных отношений, многое во взаимоотношениях с ним зависит от того, насколько легко семья приспосабливается к изменяющимся требованиям среды и внутрисемейной ситуации.
Какой процент приёмных родителей строго хранит тайну усыновления, выяснить невозможно: тайна на то и тайна, чтобы никого в неё не посвящать. Хотя в интернете есть форумы, где в своём узком кругу такие родители свои проблемы обсуждают. Как правило, решение хранить тайну приходит сразу, ещё на этапе планирования ребёнка. А иначе и не выйдет — ведь его нужно «выносить», потом «родить»… всё «по-настоящему»! Имитация беременности — это отдельное «искусство». Беда в том, что искусством имитации придётся потом заниматься постоянно, и сама жизнь может превратиться в имитацию жизни. От любой игры рано или поздно устаёшь, а всё тайное всегда становится явным…
Тем, кто хранит тайну даже от ребёнка, кажется, что они действуют исключительно в его интересах. Ведь не рассказывая ребёнку его личную историю, они охраняют его от травмы, связанной с тем, что его отвергли кровные родители… Но сама процедура усыновления такова, что по ходу дела в тайну оказываются посвящены многие люди. Они должны эту тайну хранить, но кто может поручиться, что у каждого из них получится? Кроме того, в кругу посвящённых обычно всегда оказывается кто-то из близких родственников. И где гарантия, что он не направит мысли ребёнка в «запретном» направлении случайным намёком, оговоркой, странной реакцией на детские слова и поступки? А что почувствует ребёнок, всё-таки узнав правду? Ведь от него скрывали его ЛИЧНУЮ ИСТОРИЮ, в то время как другие люди были о ней осведомлены…
И это лишь некоторые вопросы, которые терзают усыновителей, строго хранящих тайну.
Большинство усыновителей всё же склоняются к мысли, что от ребёнка точно скрывать ничего не надо – крепкие отношения на обмане не построишь. Да и психологи, специализирующиеся на работе с приёмными семьями, давно перестали ломать копья на тему «говорить или не говорить» – пришли к выводу, что говорить обязательно. Отвечать на вопросы ребёнка спокойно, просто сообщая об усыновлении. как о свершившемся факте. Это действительно факт его биографии, не более. Говорить понятным ребёнку языком и на доступном уровне. Дозировать информацию по мере его взросления… Если в семье тёплые отношения, основанные на доверии, любви и уважении, то обсуждение такой сложной темы никого не травмирует.
Если от ребёнка не скрывают факт усыновления, то скорее всего родственники и близкие друзья тоже в курсе дела. Конечно, факт принятия ребёнка родительским кругом общения во многом зависит от того, как новость будет преподнесена. Абсолютное принятие встречается редко – обязательно находится какая-нибудь двоюродная тётушка, которая «вчера совершенно точно выяснила, что алкоголизм передаётся по наследству, поэтому из этого подкидыша ничего путного не вырастет». Хуже, когда вместо тётушки в этой ситуации фигурирует кто-то из потенциальных бабушек и дедушек… Но здесь надо помнить, что чем старше человек – тем он консервативней, тем меньше готов к нестандартным поворотам судьбы. Страшна неизвестность. Как только бабушка видит реального долгожданного внука (а не абстрактного сироту), отношение чаще всего меняется.
Открытость в вопросе происхождения ребёнка делает более гармоничными отношения не только внутрисемейные, но и «внешние». Многие усыновители рассказывают, что после того, как у них в семье появился ребёнок, очень изменился круг друзей и знакомых — и они редко говорят об этом, как об утрате. Ведь рядом остаются именно те люди, которые готовы тебя принимать со всеми твоими «странностями».
А самые смелые усыновители рассказывают о том, что у них приёмные дети, буквально всем, не боясь непонимания. С радостью делятся подробностями о том, «как это делается». Просто потому, что своим счастьем очень хочется делиться…
Для многих усыновление открывает новый мир, о существовании которого они раньше знали лишь теоретически, а теперь вдруг стали его частью. В этом мире много боли. И очень много детей, которым нужно помочь… которые ждут своих пап и мам долгие годы. Невозможно усыновить всех… А вдруг кто-то задумается о приёмном ребёнке, просто услышав рассказ о том, как это бывает?
Мнения родителей.
Вероника Ермакова (Лена, 3 года 9 месяцев, в семье 9 месяцев) :
«Мы взяли дочь в семью, когда ей было три года. Какая уж тут тайна. Да мы и не собирались молчать о нашем счастье. Две мои подруги, от которых скрывали факт их усыновления в детстве, узнали тайну от «доброжелателей» и были очень травмированы. Однако не иметь тайн от близких и родных — не значит кричать об этом на каждом углу. В саду об обстоятельствах дочки знают — ведь ей надо было помочь адаптироваться в коллективе. Но когда она пойдёт в школу, я не буду оповещать учителей. Более того, я постараюсь, чтобы моя открытость с сетевыми знакомыми никак не повредила дочке в дальнейшем. Это её интимная история, и кому её рассказать, а кому нет, пусть решает сама, когда вырастет».
Ирина Шушпан (Витя, 1 год 6 месяцев, в семье 7 месяцев) :
«Мы живём в пригороде, в маленьком посёлке. Здесь все друг друга знают, и поэтому когда мы привезли домой Витю, которому было 11 месяцев, мы ни от кого не скрывали, откуда он.
Были близкие знакомые, которым мы рассказали, что нашли Витю в доме ребёнка, и были просто праздные любопытные люди, которым мы ничего не рассказывали. Просто не рассказывали – и всё, как-то отшучивались: «Вы такая взрослая женщина, и до сих пор не знаете, откуда дети берутся?».
От Вити ничего скрывать тоже не станем. Не хотим обманывать его. Начинать жизнь ребёнка со лжи… нет, это не для нас. Мы хорошо понимаем, сколько сложностей в его жизнь может принести это непростое прошлое. Но оно есть, и оно никуда не денется, если мы начнём его прятать. Наоборот – страшно подумать, что может случиться с ним, когда он узнает (всё тайное становится явным рано или поздно), что папа и мама его обманывали. Разрушится что-то очень важное в его жизни».
Марина Иванова (Георгий, 11 месяцев, в семье 10 месяцев) :
«У нас в тайну посвящены всего несколько человек: мой брат и его жена (после третьей неудачной попытки ЭКО именно они сказали: «Хватит мучить свой организм, возьмите лучше ребёночка, заодно и ему поможете»), моя сестра (надо же мне с кем-то советоваться по-женски!) и друг семьи Денис (просто потому, что он человек с очень доброй душой). Больше никто не знает, и от нас не узнает. Труднее всего скрывать от семьи мужа – но они живут очень далеко, видеться будем в лучшем случае раз в пять лет…»
Ирина и Олег Забродины (Варя, 10 месяцев, в семье 8 месяцев) :
«Тайну хранить мы сразу отказались, ещё на этапе самых первых разговоров об усыновлении. С одной стороны, это обязательно как-нибудь «вылезет», мы же не собираемся ни переезжать, ни менять работу. С другой – человек должен знать, что биологические родители у него другие, хотя бы исходя из медицинских показателей, ведь придётся потом отвечать на вопросы типа «а было ли у родителей такое-то заболевание?». Конечно, второй довод кажется не слишком убедительным, но он тоже присутствовал при принятии решения. Ещё где-то в подсознании сидела мысль, что обманывать человека нехорошо.
Поэтому и решили – Варе скажем, от близких и друзей тоже таить не будем, но и не будем каждую встречу начинать с сообщения, что у нас приёмная дочь. Всё же, чем меньше будут знать окружающие об этом – тем лучше, незрелое у нас ещё общество, к сожалению».
Валерия Никитина (Соня, 8 месяцев, в семье 7 месяцев) :
«Мы не поделились своими планами решительно ни с кем. О том, что Соню родила не я, а совершенно другая женщина, не догадывается даже моя собственная мама. Правда, мне всё время тревожно – а вдруг догадается? Мы имитировали беременность, а мама жила в другом городе — но сейчас с нами, помогает мне с дочкой. Больших трудов мне стоило уговорить её приехать не сразу, а только через 3 месяца после «родов» – я совсем была не похожа на вчерашнюю роженицу… Хотя и тяжело было очень – это ведь наш первый ребёнок. Соне мы тоже ничего не скажем. Хотя в Москве, где мы живём, усыновителям положены денежные выплаты, мы за ними не обращались. Ещё не хватало из-за каких-то денег ребёнку жизнь ломать. Мы любим нашу девочку и отвечаем за неё. Вряд ли она вырастет счастливой, если будет знать, что мы ей «ненастоящие» родители. И не хочется, чтобы ещё кто-то знал и сплетничал о нас за нашей спиной».
Александра Тимофеева (Антон, 3 года 8 месяцев, в семье 10 месяцев):
«Я начала делиться с друзьями новостью, что скоро у меня «родится» взрослый ребёночек, ещё на этапе сбора документов. Сначала боялась не пройти медкомиссию — мало ли что найдут, в возрасте за 30 здоровых людей ещё поискать — и молчала, но как только получила медсправку, о моих планах узнали буквально все родственники и друзья. Мне очень хотелось поделиться этой важной новостью с близкими и приятными людьми. Почему-то совершенно не боялась, что меня осудят, посчитают ненормальной, начнут отговаривать… Наоборот, меня поддерживали, подбадривали… Так и получилось. Мой круг принял Тошку на ура, ребёнок окружён постоянным вниманием, у него много друзей из числа детей моих знакомых. И — что самое приятное! — две знакомых семейных пары тоже задумались об усыновлении. И теперь уже я для них — «группа поддержки».
Версия для слабовидящих
Как облегчить период адаптации — советы психолога и приемных родителей
Читайте также
Пост нытья
5 маленьких радостей приемной мамы
Вся семья на карантине: лайфхаки психологов и опытных приемных родителей
Адаптация приемного ребенка: четыре возраста и четыре стадии
Юлия Рощина: «Трудных» детей мать любит особенно сильно»
«Сын боится оказаться брошенным»
Как укрепить доверие между родителями и детьми с помощью игр: советы психолога
Как перестать говорить детям слова, которые ранят — 5 советов психолога
«Адаптация приемного ребенка в семье: личный опыт». Запись вебинара Натальи Городиской
Александра Хромых: «Даже самая тяжелая адаптация проxодит — дети меняются к лучшему»
Приемного ребенка привели в дом, семья увеличилась, наступил период адаптации. И ребенок, и родители, и другие родственники «притираются» друг к другу. Как облегчить это время для всех? Своими рекомендациями с корреспондентом фонда «Измени одну жизнь» поделились психолог и опытные приемные родители.
Приемный ребенок испытывает сильные переживания, ему необходима психологическая поддержка.
Таисия Лотарева, педагог-психолог Центра содействия семейному воспитанию «Наш дом»:
«Когда в семью приходит ребенок, то самым обычным и нормальным состоянием для всех членов семьи в этот период является состояние тревоги. Тревога из-за того, что теперь жизнь не будет такой как раньше, появится много забот и ответственности, что отношения с ребенком не сложатся, а также тревога сделать или сказать ребенку что-то не так и оказаться «плохим родителем».
Несомненно, главной задачей приемных родителей является обеспечение психологической поддержки ребенку в состоянии тревоги, но такая возможность появится только при условии если родители смогли справиться со своей тревогой. Можно придерживаться нескольких рекомендаций, которые помогут родителям и приемному ребенку преодолеть тревогу и сделать период адаптации более благоприятным:
1. Стабильность.
Важно создать такие условия, в которых жизнь вашей семьи была бы предсказуемой и стабильной. Намечайте и обсуждайте с членами семьи планы на месяц, неделю, на день. Минимизируйте количество семейных выездов и приемов гостей в период первых 2-3 месяцев после приема ребенка.
2. Правила и границы.
В спокойной и доброжелательной форме объясняйте ребенку правила, которые приняты в вашей семье. Правила могут касаться того как вы приветствуете друг друга, как ведете себя за столом, какие выражения используете, какие нет. Также важно обозначать границы: чего можно делать, чего нельзя, какие вещи кому принадлежат.
3. Социальная поддержка.
Хорошо, если есть возможность обратиться за квалифицированной помощью и поддержкой к психологу или опытным родителям или обсудить все волнующие вас вопросы в рамках услуги сопровождения замещающих семей.
4. Информация.
На данный момент в информационном поле существует достаточное количество профессионально разработанной информации для приемных родителей в виде семинаров, вебинаров, печатных изданий, в которых можно поискать ответы на волнующие вопросы.
5. Поддержка ребенка.
Помогите ребенку справиться со страхом перед неизвестностью: проявляйте внимание к его чувствам, сообщайте ему о планах на будущее, обсуждайте их с ним, обсуждайте с ним семейные правила. Поддерживайте связи ребенка с его друзьями, воспитателями детского дома, родственниками и другими значимыми для него людьми.
6. Игра.
Настольные игры, жмурки, домашний, театр, снежки… Игра – это такое времяпрепровождение с ребенком любого возраста, в котором забываются тревоги, снимается напряжение, развиваются теплые доверительные отношения и контакт».
Светлана Каменская, воспитывает 8 приемных детей:
«Первое правило: не ломать стереотипы в сознании ребенка. Какие могут быть стереотипы? Например, привязанность ребенка к своим кровным семьям. Какими бы кровные родители не были, дети любят их. Не нужно ломать отношения, их, наоборот, надо укреплять. Говорите детям: «Твоя мама – очень хорошая, но ей не повезло в жизни, у нее сложились крайне непростые обстоятельства». Нужно руководствоваться принципом: «Ты уважаешь его семью — ребенок уважает тебя». Лично я поддерживаю отношения с кровными родителями моих детей. Несколько раз приглашала их к нам гости. Даже с детьми подарки покупали к 8 марта для их кровных матерей.
Второе правило: находить общие интересы. Мой сын, например, любит футбол. Я же никогда этим видом спорта не интересовалась. Но мне пришлось запомнить имена игроков, название команд. Вместе с ним иногда смотрим матчи. Кроме того, дети в подростковом возрасте (особенно ребята из детдомов) подвержены бродяжничеству. Они долгое время были в закрытых пространствах, а когда вырываются на свободу, то остановить их нельзя. Свобода! Они начинают бесцельно бродить по улицам. Нельзя резко запрещать им этого. Самое главное, знать где твой ребенок. Хочешь пойти погулять — позвони мне, предупреди. И всегда будь на связи. Постепенно это бродяжничество уходит. Само по себе. Главное, создать атмосферу доверия между родителем и ребенком.
Третье: дети в подростковом возрасте любят выпить, покурить. Есть такой соблазн. Кроме того, 90% детдомовцев имеют привычку врать, воровать. К сожалению, это так. Но и здесь нужно искать подходы к ребенку. Нужно к этому относиться более терпимо. Вы, родители, должны понять, почему он так поступает. Ворует, потому что в детдоме у него не было этой конфеты, этой игрушки. Нужно выходить на переговоры с теми людьми, у которых ребенок что-то украл. Объяснить им всю ситуацию. Несколько моих детей, к примеру, поступили в профессиональное училище. Я сама приехала мастерам и поговорила, объяснила им, что дети жили в интернате до прихода в нашу семью, и что к ним нужен более тонкий подход. Ребенок видит и чувствует твои старания. Это также идет на благо ваших отношений.
Даже если ребенок поступает плохо – поговорите с ним, приведите примеры плохих поступков и результатов этих поступков. Не нужно говорить: я тебе денег не дам, потому что ты покупаешь на них пиво. Наоборот, я могу дать денег и сказать, смотри какие вещи мы могли бы купить на эти деньги, вместо того же пива. Я тебе доверяю, сходи в магазин и купи что-то другое, нужное для быта, для дома».
Юрий Демин, воспитывает приемного сына:
«Доверие между родителем и ребенком рождается в тот момент, когда он осознает искренность твоих поступков. Пока ребенок в этом не убедится, перелома в отношениях не будет. Надо признаться, что процесс этот постепенный. Поначалу вы вместе с ребенком начинаете делать что-то общее. Он может сам не знать, что ему понравится: хоккей, футбол, музыка. Надо попробовать ходить в одну секцию, в другую: «Давай, на лыжах будем ходить! Давай!». В итоге остановились на боксе, хотя начинали с совместной игры в баскетбол.
У нас с сыном адаптация проходила проще. Может быть, потому что он с первых дней рассказывал о своей прошлой жизни, делился воспоминаниями. Но детям часто свойственно придумывать. Правда, не в моем случае. То, что сын рассказывал – было реальностью.
Важно держать в голове еще один момент: дети приходят в семью с некими потребительскими представлениями. Потребительство присутствует у всех, кто побывал в детдоме. Увы, это последствия коллективного проживания. Вещи, подарки – все воспринимается как должное. В семье приходится объяснять ребенку, что ничего с неба не падает, что нужно трудиться».