что такое адаба в исламе

Мусульманский этикет (Адаб)

что такое адаба в исламе. Смотреть фото что такое адаба в исламе. Смотреть картинку что такое адаба в исламе. Картинка про что такое адаба в исламе. Фото что такое адаба в исламе

что такое адаба в исламе. Смотреть фото что такое адаба в исламе. Смотреть картинку что такое адаба в исламе. Картинка про что такое адаба в исламе. Фото что такое адаба в исламе

Ада́б (араб. – воспитанность, учтивость, нравственность) – исламский этикет. Нормы поведения, предписанные шариатом, включают в себя хорошие манеры, нормы приличия, порядочность, человечность.

Адабу в исламе придают большое значение. Лучшим примером высоконравственного поведения для мусульман является Пророк Мухаммад, мир ему и благословение.

«О сын мой! Совершай намаз, повелевай совершать одобряемое, запрещай предосудительное и терпеливо сноси все, что постигает тебя. Воистину, в этих делах надлежит проявлять решимость. Не отворачивай своего лица от людей из высокомерия и не шествуй по земле кичливо. Воистину, Аллах не любит всяких гордецов и бахвалов. Ступай размеренной поступью и понижай свой голос, ибо самый неприятный голос — это рев осла»

сура 31 «Лукман», аят 17-19

«Не ступай по земле горделиво, ведь ты не пробуришь землю и не достигнешь гор высотой!»

сура 17 «Аль-Исра» / «Ночной перенос», аят 37

«О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети. Ешьте и пейте, но не будьте расточительны, ибо Он не любит расточительных»

сура 7 «Аль-Араф» / «Ограды», аят 31

«Скажи: «Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и скрытые, совершать грехи, бесчинствовать без всякого права, приобщать к Аллаху сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого доказательства, и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете»

сура 7 «Аль-Араф» / «Ограды», аят 33

«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании»

сура 5 «Аль-Маида» / «Трапеза», аят 2

«Не следуй тому, чего ты не знаешь. Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу»

сура 17 «Аль-Исра» / «Ночной перенос», аят 36

«Если ты отворачиваешься от них (если у тебя нет средств на пожертвования, и ты отказываешь тем, кто имеет на них право), желая обрести милость Аллаха, на которую ты надеешься, то говори с ними любезно»

сура 17 «Аль-Исра» / «Ночной перенос», аят 28

«Не позволяй своей руке быть прикованной к шее, и не раскрывай ее во всю длину (не будь скуп и расточителен), а не то сядешь порицаемым и опечаленным»

сура 17 «Аль-Исра» / «Ночной перенос», аят 29

«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Тьфу!». — не кричи на них и обращайся к ним почтительно. Склони пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком»

сура 17 «Аль-Исра» / «Ночной перенос», аят 23-25

«Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Его мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два года. Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие. А если они будут сражаться с тобой, чтобы ты приобщил ко Мне сотоварищей, о которых у тебя нет знаний, то не повинуйся им, но сопровождай их в этом мире по-доброму и следуй путем тех, кто обратился ко Мне»

сура 31 «Лукман», аят 14, 15

«Мы заповедали человеку быть добрым к родителям. А если они станут сражаться с тобой, чтобы ты приобщал ко мне сотоварищей, о которых ты ничего не знаешь, то не повинуйся им. Ко Мне предстоит ваше возвращение, и тогда Я поведаю вам о том, что вы совершали»

сура 29 «Аль-Анкабут» / «Паук», аят 8

«Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро и одаривать родственников. Он запрещает мерзости, предосудительные деяния и бесчинства. Он увещевает вас, — быть может, вы помяните назидание»

сура 16 «Ан-Нахль» / «Пчелы», аят 90

«Отдавай должное родственнику, бедняку и путнику, но не расточай чрезмерно. Воистину, расточители — братья дьяволов, а ведь дьявол неблагодарен своему Господу»

сура 17 «Аль-Исра» / «Ночной перенос», аят 26, 27

«Не взывай к другим богам помимо Аллаха, а не то окажешься в числе тех, кого подвергнут мучениям. Предостереги своих ближайших родственников! Склони свое крыло перед верующими, которые следует за тобой (будь добр и милосерден к ним). Если же они ослушаются тебя, то скажи: «Я не причастен к тому, что вы совершаете»

сура 26 «Аш-Шуара» / «Поэты», аят 213-216

«А услышав праздные речи, они отворачиваются от них и говорят: «Нам достанутся наши деяния, а вам — ваши. Мир вам! Мы не желаем следовать путам невежд»

сура 28 «Аль-Касас» / «Рассказ», аят 55

«А рабами Милостивого являются те, которые ступают по земле смиренно, а когда невежды обращаются к ним, они говорят благие слова. Они проводят ночи, падая ниц и стоя перед своим Господом. Они говорят: «Господь наш! Отврати от нас мучения в Геенне, поскольку мучения там не отступают. Как скверны эта обитель и местопребывание!»

сура 25 «Аль-Фуркан» / «Различение», аят 63-66

«Терпимо относись к их словам и сторонись их красиво. Оставь Меня с теми, кто считает истину ложью, но пользуется мирскими благами,и предоставь им небольшую отсрочку»

сура 73 «Аль-Муззаммиль» / «Закутавшийся», аят 10, 11

«Если вступаете в спор с людьми Писания, то ведите его наилучшим образом. Это не относится к тем из них, которые поступают несправедливо. Скажите: «Мы уверовали в то, что ниспослано нам, и то, что ниспослано вам. Наш Бог и ваш Бог — один, и мы покоряемся только Ему»

сура 29 «Аль-Анкабут» / «Паук», аят 46

«Воистину, Он ведает о словах, которые произносят вслух, и ведает о том, что вы утаиваете»

сура 21 «Аль-Анбийа» / «Пророки», аят 110

«Скажи Моим рабам, чтобы они говорили наилучшие слова, ибо дьявол вносит между ними раздор. Воистину, дьявол для человека — явный враг»

сура 17 «Аль-Исра» / «Ночной перенос», аят 53

« Мы не возлагаем на человека сверх его возможностей. Когда вы произносите слово,будьте справедливы, даже если это касается родственника. Будьте верны договору с Аллахом. Это заповедал вам Аллах, — быть может, вы помяните назидание»

сура 6 «Аль-Анам» / «Скот», аят 152

«Будьте верны завету с Аллахом, который вы заключили; не нарушайте клятв после того, как вы их скрепите, ведь вы сделали Аллаха своим Поручителем. Воистину, Аллах ведает о том, что вы совершаете»

сура 16 «Ан-Нахль» / «Пчелы», аят 91

«Не продавайте данные Аллаху обеты за ничтожную цену, ибо для вас лучше то, что у Аллаха, если бы вы только знали!»

сура 16 «Ан-Нахль» / «Пчелы», аят 95

«Они не свидетельствуют лживо (или не присутствуют при лживых разговорах), а когда проходят мимо праздного, то проходят с достоинством»

сура 25 «Аль-Фуркан» / «Различение», аят 72

«Питайтесь дозволенным и благим из того, что Аллах дал вам в удел, и будьте благодарны за милости Аллаха, если вы поклоняетесь Ему»

сура 16 «Ан-Нахль» / «Пчелы», аят 114

«О сыны Адама! Ешьте и пейте, но не будьте расточительны, ибо Он не любит расточительных»

сура 7 «Аль-Араф» / «Ограды», аят 31

«О те, которые уверовали! Не входите в чужие дома, пока не спросите позволения и не поприветствуете миром их обитателей. Это лучше для вас. Быть может, вы помяните назидание»

сура 24 «Ан-Нур» / «Свет», аят 27

«Когда вы входите в дома, то приветствуйте себя (друг друга) приветствием от Аллаха, благословенным, благим. Так Аллах разъясняет вас знамения, — быть может, вы уразумеете»

сура 24 «Ан-Нур» / «Свет», аят 61

Ас-саля́му ‘алейкум — мусульманское приветствие (араб. السلام عليكم‎‎ — мир вам). На приветствие отвечают уа-алейкум ас-саля́м (араб. ‏وعليكم السلام‎‎ — и вам мир). Подробнее

Адабы чихания Попросить у Аллаха милости для чихнувшего – одна из пяти обязанностей, возложенных на мусульман Пророком Мухаммадом, мир ему и благословение. Подробнее

Адабы зевания Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Зевота – от шайтана. Поэтому всякий из вас, кто хочет зевать, по мере своих сил пусть попытается сдержаться» (Муслим). Этот и другие хадисы указывают на важность соблюдения адабов зевания. Подробнее

Мусульманские фразы на арабском Что означают и когда употребляются слова ИншаАллах, АльхамдулиЛлях, ЙахдикумуЛлах, БаракаЛлах, ДжазакаЛлаху хайран и другие

Что говорить при упоминании Пророка и сподвижников? Что означает и когда употребляется с.а.в., а.с., р.а.

Источник

Что такое адаба в исламе

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы) милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

что такое адаба в исламе. Смотреть фото что такое адаба в исламе. Смотреть картинку что такое адаба в исламе. Картинка про что такое адаба в исламе. Фото что такое адаба в исламе

Адабы мусульманина

Нравственность это норма поведения человека, его моральные качества, поступки, внутренняя духовная жизнь. Какой должна быть нравственность мусульманина?

Во имя Аллаха, Милостивого для всех на этом Свете и Милосердного только для верующих в Конце Света!

Хвала Аллаху, Господу миров! Благословение и мир нашему Пророку Мухаммаду (мир ему), который был направлен к людям как милость для миров и послужил для людей уникальным примером мусульманина, ведущего достойный образ жизни, придерживающегося справедливости, проявляющего милосердие и смирение, побуждающего людей к добру и внушающего им надежду.

Мусульманин проявляет жалость и милосердие по отношению к сироте, обездоленному и слабому. Мусульманин жалеет малого и уважает старого. Приходя куда-либо, мусульманин приветствует людей и желает всем мира и милости Аллаха. Уходя, мусульманин также желает всем мира и милости Аллаха. Мусульманин прощает тех, кто обижает его, и поддерживает связь с теми, кто порывает связь с ним. Мусульманин дает тем, кто отказывает ему в нужде, и снисходительно относится к людям, которые причиняют ему зло. Мусульманин никому не завидует, и воздает хвалу Аллаху Всевышнему даже в нужде. Разбогатев, мусульманин не превозносится и сочувствует бедным.

С самого раннего детства мусульманин является воспитанным и послушным ребенком. Он растет, повинуясь Аллаху Всевышнему и Его Посланнику (мир ему). Мусульманин начинает и заканчивает свой день хвалой Аллаху. Мусульманин не засыпает ночью, пока не попросит у Аллаха Всевышнего прощения за свои грехи.

Мусульманин, когда закрывает глаза перед сном, в его сердце нет никакой ненависти или неприязни по отношению к кому-то бы ни было.

Женившись, мусульманин становится для своей жены прекрасным мужем, исполненный любви, жалости, сочувствия, верности и благочестия.

Мусульманин всегда добр и милостив в отношении к своим детям, а Рай по его глубокому убеждению находится под ногами матерей.

Мусульманин является праведным и полезным членом своего общества, от которого исходит общее благо: он никому не угрожает и внушает доверие сердцам.

Мусульманин каждым своим поступком стремится принести благо своему обществу, благодаря чему у людей появляется надежда, и среди них воцаряется спокойствие и стабильность.

АДАБ

Слово «адаб» арабского происхождения и означает: воспитанность, учтивость, нравственность.

Адаб в Исламе имеет большую ценность и значимость. Одна из основных целей Ислама воспитание высоконравственного человека.

Аллах Всевышний, создавая людей, наделил их различными качествами.

Таким образом, человек есть сочетание духовных качеств Ангела и природных инстинктов животного. И если эти животные инстинкты контролируются разумом и сознанием, то человек схож с Ангелом. Если же человек уподобляется животному и свои жизненные потребности доводит до абсурда, превращая инстинкт размножения в похоть, а потребность в еде в обжорство, то он становится хуже животного.

Люди делятся на две категории: на тех, кто имеет нравственность и тех, у кого эта нравственность отсутствует.

НРАВСТВЕННОСТЬ

Нравственность это норма поведения человека, его моральные качества, поступки, внутренняя духовная жизнь. Нравственность может быть врожденным качеством. Но в течение всей жизни человек должен обогащать свои знания путем постоянного постижения этики и морали Пророка Мухаммада, мир ему, изучая его биографию.

Пророк Мухаммад, мир ему, был избран Аллахом, чтобы указать людям Истинный Путь и быть для них примером. Аллах в Коране говорит: «Ва иннака лаъаля хулюкин азым» («О, Мухаммад, воистину, ты обладатель высокой нравственности»).

Это означает, что описание идеала высокой нравственности, содержащееся в Священном Коране, позволяет уяснить нравственное величие Пророка.

В одном из хадисов пророк Мухаммад, мир ему, сказал: «Я послан, чтобы усовершенствовать благородную нравственность достойной культурой».

Мусульманин оценивается по его нравственному облику.

Пророк Мухаммад, мир ему, сказал: «Самый любимый мной и самый приближенный мне в Судный День тот, кто обладает высокой нравственностью».

Как совершение ибадата является обязанностью, так и соблюдение законов нравственности является повелением Аллаха. В сущности, целью Ислама является отдаление людей от плохих деяний и воспитание в них высокой нравственности.

БЕЗНРАВСТВЕННОСТЬ

У Бога взыскуем помощи в учтивости,

неучтивый лишен Господней милости.

Неучтивый не себя лишь ввергнул во зло,

но и по всем окаемам горизонтам

от него полыхнуло огнем.

Нисходила трапеза с небес

без купли продажи и без словес.

Безнравственность также бывает врожденной. Одни дети рождаются спокойными, послушными, добрыми, щедрыми. Другие крикливыми, капризными, жадными, жестокими.

Родители должны вовремя обратить на это внимание и начать воспитывать ребенка по Корану.

В течение всей жизни человек должен совершенствоваться путем самоконтроля, путем приобретения знаний, овладевая этикой, эстетикой и культурой в целом.

Нравственность воспитывается путем общения с людьми благородными. В народе не случайно говорится: «Плохой пример заразителен». Поэтому, если человек не устойчив в своих взглядах на мораль, необходимо ограничить его общение с людьми, лишенными морально-нравственных качеств.

Каждый разумный человек должен трудиться с целью овладения духовной культурой и выработкой совершенных черт характера. Только великим трудом по искоренению своих недостатков можно заслужить почтение. Нельзя для своего возвышения использовать имя, славу, известность своих предков. Это безнравственно. А человек, лишенный нравственности и культуры, даже если в его роду есть знаменитые предки, не должен быть почитаем.

Поэтому одной из главных задач родителей является воспитание своего ребенка. Если родители воспитают в ребенке такие качества как прилежность, трудолюбие, стремление к знанию и научат его хорошим манерам, то из такого ребенка вырастет высоконравственный человек, угодный Аллаху.

Если же воспитание будет отсутствовать, и душа ребенка будет осквернена черным пятном плохого характера, то трудно будет ему встать на путь нравственности, которая предполагает доброту и человеколюбие.

Как мы лечим различными лекарствами свое тело, чтобы избавиться от болезни, так мы должны очищать и нашу душу, облагораживая ее, избавляясь от дурных мыслей, желаний, стремлений.

Пророк Мухаммад, мир ему, сказал: «Совершенствуйте Вашу нравственность».

Этот хадис доказывает то, что свойства личности могут меняться.

Есть родители, позволяющие детям смотреть телевизионные передачи, в которых в извращенной форме показываются отношения между мужчиной и женщиной. В результате родители становятся соучастниками нравственной гибели молодого поколения и способствуют совращению детей с Истинного Пути, указанного в Священном Коране.

АДАБЫ ПО ОТНОШЕНИЮ К ВСЕВЫШНЕМУ АЛЛАХУ

Аллах создал нас из ничего. Аллах снабдил нас совершенными жизненными органами. Аллах дал нам в распоряжение все, что создал на земле.

Качества, которые Аллах даровал человеку, он не дал ни одному из других живых существ.

Со дня творения Всемогущий Аллах ни на одно мгновение не оставляет нас.

Аллах всегда рядом с нами, где бы мы ни были: в пути или дома, живые на земле, или покоящиеся под землей.

Аллах знает обо всем, что у нас в душе, что мы говорим языком и что совершает наше тело.

Аллах создал нас и обеспечил всем необходимым для земной жизни.

Нет человека более несчастного ни в том, ни в этом мирах, если этот человек неверующий.

Волею Всевышнего разум человеческий намного выше, нежели разум всех других Его творений. И если человек невежественен и не соблюдает адабы, то он опускает себя ниже уровня животного.

Какие же адабы мы должны соблюдать в отношении Аллаха?

Аллаху ничего не нужно, но всем нужен Он. Аллах един и не похож ни на кого и на что. Аллах не нуждается ни в чем и ни в чьей помощи.

Аллах Всевышний говорит в Священном Коране: «Я не создал ни людей, ни джиннов, кроме как для служения Мне» (сура «Аз-зарият», аят 56).

Служение Аллаху не ограничивается только совершением обязательных молитв, соблюдением поста, чтением Корана и зикром. Это служение вбирает в себя весь образ жизни человека, соблюдение всего обязательного и разрешенного, а также стремление уберечь себя от всего запрещенного Кораном.

АДАБЫ ПО ОТНОШЕНИЮ К СВЯЩЕННОМУ КОРАНУ

Коран был ниспослан Всевышним Аллахом Пророку Мухаммаду (мир ему), и дошел до нас путем передачи друг другу.

Со дня написания в Коране не была и не будет изменена ни одна буква, и в таком виде он будет существовать до наступления Конца Света.

Нет ничего в мире равного Корану, ни по значимости, ни по масштабу чуда.

Так как Коран является речью Аллаха, то по отношению к Корану необходимо соблюдать адабы, как и по отношению к Самому Аллаху.

В этой Священной Книге собраны мысли всех книг, которые были ниспосланы предыдущим пророкам. Сколько бы времени ни прошло Коран не устаревает. Каждому времени и народу он дает то, что соответствует именно этому времени и этому народу.

В Коране поведано о том, как впадали в заблуждение народы прежних пророков и некоторые правители, чтобы это служило уроком для последующих поколений.

В Коране приведены общие конституционные установки.

Коран показывает лучшие качества человечества для того, чтобы можно было следовать им. А также в Коране отражены и пороки, чтобы человек знал, от чего необходимо оберегать себя.

Коран раскрывает тайные замыслы лицемеров, подлые заговоры и заблуждения.

Коран рассказывает о солнце и луне, звездах и небесах, землях и реках, морях и океанах, дожде и ветре, о горах, долинах и травах, животных и людях… Словом, обо всех и обо всем вокруг, призывая тем самым нас к размышлениям о чуде мироздания.

За все время существования человечества не было другой книги, которая была бы также популярна, также читаема народом, как Коран, которая давала бы столько же пользы людям.

Только Всевышнему известно точное число людей, знающих наизусть эту Книгу.

Адабы, которые необходимо непременно соблюдать в отношении к Корану:

Соблюдать омовение перед чтением Корана.

Нельзя во время чтения Корана держать Священную Книгу ниже пояса.

Чтение Корана желательно начинать со слов [«Аъузу-билляхи минаш- шайтанир-раджим: Бимил-ляхир-рахманир-рахим»] и заканчивать словами [«Садакал-лахуль-азым»].

Читать Коран (по возможности) нужно «красиво», в соответствии с правилами чтения, и со смыслом, понимая значение, слов Священной Книги.

Необходимо с благоговением относиться к Корану во время чтения и во время слушания.

Необходимо выполнять повеления Корана и избегать того, что запрещено в Священной Книге.

Адабы по отношению к Пророкам

Аллах поручил миссию распространения Корана нашему Пророку, мир ему.

Пророк Мухаммад, мир ему, сделал многое для спасения человечества, преодолевая многие трудности на этом пути.

Поэтому мусульманин обязан:

— верить, что Мухаммад, мир ему, самый великий и последний Пророк;

— любить его и читать салават при упоминании его имени;

— идти по пути, указанному Пророком Мухаммадом, мир ему;

— жить по примеру его высокой морали.

Адабы по отношению к культуре разговора

Задумываться о последствиях сказанного.

Разговаривать с людьми в соответствии с их статусом.

Не говорить слова, в которых нет пользы в этой жизни и в жизни будущей.

Не повышать голоса при разговоре со старшими.

Не кривить рот при разговоре, не ставить себя умнее, не искать ошибок в речи собеседников.

Не использовать бранные слова, не лгать, не давать ложные клятвы, не злословить, не сплетничать, не обещать того, чего не можешь выполнить.

Не выдавать чужие секреты, доверенные вам.

Пророк Мухаммад, мир ему, сказал: «Тот, кто верит в Аллаха, и в Судный День пусть говорит доброе, или пусть молчит».

Адабы по отношению к ношению одежды

Основные адабы, которые необходимо соблюдать в отношении одежды:

— необходимо содержать одежду в чистоте;

— одеваться необходимо там, где вас никто не может видеть, чтобы не демонстрировать людям недозволенные части тела (аврат);

— не носить широкую и прозрачную или чересчур облегающую одежду, подчеркивающую контуры тела, короткие юбки, платья с разрезами;

— прикрывать одеждой все тело, кроме лица и кистей рук;

— не удлинять одежду по причине гордости;

— не носить одежду из шелка;

Сегодня многих девушек и юношей покорила западная мода. Однако, мусульмане обязаны помнить о том, что впереди их ждет Вечность, поэтому им не следует носить одежду, которая разлагает общество и посягает на их традицию и нравы.

Подобные одежды нарушают нравственные законы не только ислама, но и двух других авраамических религий: иудаизма и христианства.

Руководитель Отдела по духовному воспитанию и духовной культуре Общероссийского общественного движения «Таджикские трудовые мигранты»

Источник

Сорок хадисов об адабе. Адаб: определение и значимость

Адаб: определение и значимость

Прежде чем приступить к рассмотрению самих хадисов, следует определить что же такое адаб и почему это такая важная и значимая тема.

Аль-Мунави[2], рахимахуллах, привел другое определение из книги «Шарх ан-навабиг».

«Это все, что приводит ко всему похвальному»[3].

Ученые и имамы в области тасаввуфа, то есть науки о нравственном совершенствовании, указывают, что адаб – обязательная часть сулука, то есть пути духовного совершенствования, и без него духовное исцеление невозможно.

И если описывать практический аспект тасаввуфа более просто, то можно сказать, что это следование адабу во всем.

И величайшим учителем в адабе из всех когда-либо существовавших, безусловно, будет наш господин, Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, который обучил нас каждой части религии и ничего не оставил без наставления и указания. Он, солляллаху алейхи ва саллям, выступает для нас в качестве идеальных весов – и на весах его Сунны следует взвешивать адаб и этику.

Суфьян ибн Уейна сказал:

«Поистине, Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, – это величайшие весы (аль-мизан аль-акбар). И лишь через него оцениваются вещи: по его нравственности, сире, образу жизни. И что соответствует этому – то истина, а что нет – то ложно»[4].

Важность этой темы проявляется и в том, что почти нет крупных книг по хадису, в которых не было бы главы про адаб. Обычно она так и называется – «китаб аль-адаб».

Но следует указать и на определенное различие в употреблении слова «адаб» в книгах по хадису, фикху и тасаввуфу.

В книгах по фикху, как правило, адаб – это некое действие, желательность которого ниже сунны или мустахабба. В разделах об омовении или намазе после перечисления рукнов и сунн омовения и намаза говорится об адабах этих видов поклонения[5].

И имам аш-Шурунбуляли, рахимахуллах, так определил разницу между адабом и сунной:

«И адаб определяется как совершение каждой вещи должным образом. Некоторые сказали, что это благородные качества, некоторые же сказали, что это богобоязненность. И в «Шарх аль-Хидая» сказано, что это то, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, совершал один раз или два, но не делал так постоянно. И шариатское решение (хукм) в отношении этого действия – получение награды за его совершение и отсутствие наказания за отказ от этого действия. Что касается сунны, то это то, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, делал постоянно, но несколько раз мог не сделать это без причины. Что касается шариатского решения (хукм) в отношении этого действия, то это награда за его совершение и порицание за отказ от него, однако в этом нет греха[6]».

Также имам аль-Хаскафи говорит:

«Мустахабб также называется мандубом, адабом и фадыля, и это то, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, иногда делал, и то, что любили саляфы»[7].

Иными словами, слово «адаб» в книгах по фикху обозначает действие, которое ниже по статусу и желательности, чем сунна.

Что касается книг по хадису, то понятие «адаб» несет более широкое значение, и к нему относится указание на благое поведение, вне зависимости от того, будет это обязательным, например, хорошее отношение к родителям, или желательным, например, первым приветствовать словами «ассаляму алейкум».

Поэтому в книгах по хадису, таких как «Сахих» аль-Бухари, или «Сахих» Муслима, или какие-то другие сборники хадисов, в разделе про адаб говорится о действиях, которые считаются ваджибом, сунной муаккада или адабом.

Что касается поздних книг по тасаввуфу, то под адабом чаще всего имеется в виду этика совершения определенных вирдов и азкаров, которые мюрид получает от своего устаза[8], хотя это слово может употребляться и в более широком значении, подобном значению, принятому у мухаддисов[9].

Поскольку эта книга – толкование сборника хадисов, слово «адаб» будет использоваться в том значении, которое принято у мухаддисов[10].

Также следует указать, что в фикхе действия делятся на фард, ваджиб, сунну, мустахабб и т. д. не для того, чтобы призывать не соблюдать сунну. Смысл этого деления заключается в том, что если человек по какой-то причине не совершил это действие, то его не обязательно восполнять. Из этого не следует делать вывод, что факихи менее ревностно соблюдали Сунну, чем знатоки хадиса[11].

[2] Файд аль-Кадир, 1:224.

[3] Эти цитаты взяты из «Адаб аль-ихтиляф» шейха Мухаммада Аввамы, хафизахуллах.

[4] «Аль-Джами ли ахляки рави ва адаби сами`» аль-Хатыба аль-Багдади, Дар муассаса аль-аджвад. с. 11.

[5] См. например, «Нур аль-идах» (Дар аль-башаир аль-исламийя, с. 76 и 140).

[6] «Мараки аль-фалях» вместе с «Хашият» Тахтави (с. 85). Что касается отсутствия греха за отказ от сунны муккада, то это касается случая, когда сунну не совершают иногда. Если не делать постоянно, то это грех, но меньше греха за оставление ваджиба, как разъяснил имам ат-Тахтави эти слова аш-Шурунбуляли.

Что касается нежелательности несовершения мустахабба, то Ибн Абидин [«Хашият» Ибн Абидина (1/123-124)] пишет, что некоторые факихи говорили, что отказ от совершения действий мандуб – это макрух танзихи, а некоторые говорили, что это отказ от предпочтительного (хиляф аль-авля), и что более достоверное мнение заключается в том, что несовершение мустаххаба автоматически не влечет за собой нежелательности и для этого требуется отдельный довод.

[7] «Хашият» Ибн Абидина (1/123-124). Ибн Абидин также указывает, что достоверное мнение – в том, что слова «мандуб», «мустахабб» и «адаб» с позиции усуль аль-фикх имеют одно и то же значение.

[8] См. Например, «Хуласа аль-адаб» Хасана Хильми ад-Дагистани.

[9] См. шарх Закарии аль-Ансари к «Рисаля аль-Кушайрия» (2/800). И одно из определений таково: «То, что рождается из чистого сердца», – то есть дела, которые совершаются познавшими Аллаха. И это можно соотнести со словами аль-Хаскафи про адаб: «То, что любили саляфы».

[10] Ранние мухаддисы из числа саляфов использовали понятие «хадью», которое близко к пониманию адаба у ахлю ас-сулюк, что может означать общее поведение человека, то есть как он говорит, одевается, ведет себя в обществе, и это то воплощенное достоинство знания и праведности, в котором младшие пытаются подражать старшим. См. «Адаб аль-ихтиляф» шейха Мухаммада Аввамы.

[11] Шейх Мухаммад Аввама, хафизахуллах, написал книгу на эту тему, которая называется «Худжият аф`аль ар-Расуль», где указал на это и привел примеры тому, как ревностно факихи соблюдали Сунну. И мы просим у Аллаха тауфик на перевод этой прекрасной работы шейха.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *