что такое абилитация в педагогике определение
Абилитация
Смотреть что такое «Абилитация» в других словарях:
Абилитация — (лат. abilitatio; от лат. habilis удобный, приспособительный) лечебные и/или социальные мероприятия по отношению к инвалидам или другим морально подорваным людям (осуждённым и проч.), направленные на адаптацию их к жизни.… … Википедия
Абилитация — (от лат. habilis быть способным к чему либо) первоначальное формирование способности к чему либо. Термин применяется преимущественно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии, в отличие от реабилитации возвращения способности к чему… … Педагогический терминологический словарь
абилитация — 3.1 абилитация : Медико социальные мероприятия по отношению к инвалидам с детства, направленные на адаптацию их к жизни. Источник: СП 150.13330.2012: Дома интернаты для детей инвалидов. Правила проектирования … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Абилитация — система лечебно педагогических мероприятий с целью предупреждения и лечения тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся в социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможностей учиться, трудиться и… … Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь
Абилитация — комплекс мер (услуг), направленных на формирования новых и усиление имеющихся ресурсов социального, психического и физического развития ребенка или семьи … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Реабилитация (медицина) — У этого термина существуют и другие значения, см. Реабилитация. Реабилитация (фр. rehabilitation от лат. re вновь + habilis удобный, приспособленный) в медицине комплекс медицинских, психологических, педагогических,… … Википедия
Реабилитация медицинская — Реабилитация (франц. rehabilitation от лат. re врозь + habilis удобный, приспособленный) в медицине комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер по восстановлению автономности, трудоспособности и… … Википедия
СП 150.13330.2012: Дома-интернаты для детей-инвалидов. Правила проектирования — Терминология СП 150.13330.2012: Дома интернаты для детей инвалидов. Правила проектирования: 3.1 абилитация : Медико социальные мероприятия по отношению к инвалидам с детства, направленные на адаптацию их к жизни. Определения термина из разных… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Инвалидность — Запрос «Инвалид» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Инвалидность … Википедия
Афанасьев, Мстислав Платонович — Мстислав Платонович Афанасьев Дата рождения: 14 января 1967(1967 01 14) … Википедия
Абилитация
Смотреть что такое «Абилитация» в других словарях:
Абилитация — (лат. abilitatio; от лат. habilis удобный, приспособительный) лечебные и/или социальные мероприятия по отношению к инвалидам или другим морально подорваным людям (осуждённым и проч.), направленные на адаптацию их к жизни.… … Википедия
Абилитация — (от лат. habilis быть способным к чему либо) первоначальное формирование способности к чему либо. Термин применяется преимущественно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии, в отличие от реабилитации возвращения способности к чему… … Педагогический терминологический словарь
абилитация — 3.1 абилитация : Медико социальные мероприятия по отношению к инвалидам с детства, направленные на адаптацию их к жизни. Источник: СП 150.13330.2012: Дома интернаты для детей инвалидов. Правила проектирования … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Абилитация — (лат. а – отрицание habillis – удобный, приспособленный). Лечебные и социальные мероприятия, направленные на улучшение физических и психических возможностей инвалида с рождения или с раннего детства, содействующие его адаптации к жизни … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Абилитация — комплекс мер (услуг), направленных на формирования новых и усиление имеющихся ресурсов социального, психического и физического развития ребенка или семьи … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Реабилитация (медицина) — У этого термина существуют и другие значения, см. Реабилитация. Реабилитация (фр. rehabilitation от лат. re вновь + habilis удобный, приспособленный) в медицине комплекс медицинских, психологических, педагогических,… … Википедия
Реабилитация медицинская — Реабилитация (франц. rehabilitation от лат. re врозь + habilis удобный, приспособленный) в медицине комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер по восстановлению автономности, трудоспособности и… … Википедия
СП 150.13330.2012: Дома-интернаты для детей-инвалидов. Правила проектирования — Терминология СП 150.13330.2012: Дома интернаты для детей инвалидов. Правила проектирования: 3.1 абилитация : Медико социальные мероприятия по отношению к инвалидам с детства, направленные на адаптацию их к жизни. Определения термина из разных… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Инвалидность — Запрос «Инвалид» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Инвалидность … Википедия
Афанасьев, Мстислав Платонович — Мстислав Платонович Афанасьев Дата рождения: 14 января 1967(1967 01 14) … Википедия
Консультация для педагогов «Абилитация»
Абилитация и реабилитация: в чем разница?
МКОУ «СОШ №1» г. Щучье
Если кратко, то абилитация (от лат. habilis — быть способным к чему—либо) — первоначальное формирование способности к чему—либо. Термин применяется преимущественно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии, в отличие от реабилитации — возвращения способности к чему-либо, утраченной в результате болезни, травмы и др. [педагогический терминологический словарь].
Общие понятия о реабилитации лиц с ограниченными функциями здоровья
В стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 48/96, принятая на сорок восьмой сессии ГА ООН 20 декабря 1993г.), в разделе «Основные понятия в политике в отношении инвалидов», сформулировано общеупотребительное понятие реабилитации, основанное на идеях Всемирной программы действий в отношении инвалидов.
Реабилитация — это процесс, цель которого помочь инвалидам восстановить их оптимальные физические, интеллектуальные, психические и/или социальные уровни деятельности и поддерживать их, предоставив им реабилитационные средства для изменения их жизни и расширения рамок их независимости.
Из этого международного определения «реабилитации» следует определенная аналитическая схема самого процесса реабилитации, которая включает следующие составные части (реабилитационные конструкты):
1. Социальная реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека с инвалидностью как социального субъекта;
2. Педагогическая реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека как субъекта деятельности;
3. Психологическая реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию человека с инвалидностью на уровне личности;
4. Медицинская реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию на уровне биологического организма человека.
Все приведенные компоненты составляют идеальную модель реабилитационного процесса. Она является универсальной и может применяться при стратегическом планировании любого центра или учреждения реабилитации человека с инвалидностью, который имеет целью предоставление наиболее полного комплекса реабилитационных услуг.
Что означает понятие «абилитация»?
Когда рождается ребенок с функциональным ограничением, это означает то, что он будет не в состоянии развить все функции, необходимые для нормальной жизни, или, возможно, функциональность этого ребенка не будет развита так же, как функциональность его сверстников. Ребенок, невзирая ни на что, остается ребенком: с потребностью в любви, внимании и воспитании согласно своей уникальной натуры, и к нему необходимо относиться, в первую очередь, как к ребенку.
Слово «абилитация» происходит от латинского «habilis», что означает «быть способным». Абилитировать означает «делать состоятельным» и используется вместо слова «реабилитировать», которое употребляется в смысле восстановления утраченной способности.\
То есть абилитация — это процесс, цель которого помочь приобрести или развить еще несформированные функции и навыки, в отличие от реабилитации, которая предлагает восстановление утраченных функций в результате травмы или заболевания.
Отсюда получается, что этот процесс наиболее актуален в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья. Хотя применяется и к другим людям, моральное здоровье которых подорвано (к примеру, осужденным). Абилитация означает не только стремление лечить или модифицировать физические или умственные расстройства, это означает также обучение ребенка достигать функциональных целей альтернативными путями, если привычные пути блокированы, и адаптировать окружающую среду для компенсации отсутствующих функций.
Следует заметить, что поздно начатая абилитация может оказаться малоэффективной и трудновыполнимой. Так может быть, например, в случае, если дети с церебральными параличами и грубыми задержками речевого развития начинают получать соответствующую помощь лишь в возрасте восьми — одиннадцати лет. Опыт последних лет говорит о том, что комплекс лечебных, педагогических, логопедических и других мероприятий надо начинать уже на первом году жизни.
Реабилитационные мероприятия начинаются с первых дней заболевания или получения травмы и проводятся непрерывно при условии этапного построения программы.
Абилитационные мероприятия могу начинаться с мониторинга состояния будущей матери и выхаживания ребенка с отклонениями развития.
Абилитация — многосторонний процесс, который одновременно обращает внимание на различные аспекты, для предоставления ребенку возможности вести жизнь, которая наиболее приближена к нормальной. Нормальная жизнь, в данном контексте означает жизнь, которую бы имел ребенок при отсутствии своих функциональных ограничений.
Абилитация и реабилитация – это комплекс мер, направленных на адаптацию в обществе и преодоление патологических состояний людей с ограниченными возможностями здоровья.
Задача и абилитации, и реабилитации — помочь инвалидам как можно успешнее социализироваться, устроить и личную и профессиональную жизнь.
Абилитация
Смотреть что такое «Абилитация» в других словарях:
Абилитация — (лат. abilitatio; от лат. habilis удобный, приспособительный) лечебные и/или социальные мероприятия по отношению к инвалидам или другим морально подорваным людям (осуждённым и проч.), направленные на адаптацию их к жизни.… … Википедия
абилитация — 3.1 абилитация : Медико социальные мероприятия по отношению к инвалидам с детства, направленные на адаптацию их к жизни. Источник: СП 150.13330.2012: Дома интернаты для детей инвалидов. Правила проектирования … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Абилитация — система лечебно педагогических мероприятий с целью предупреждения и лечения тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся в социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможностей учиться, трудиться и… … Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь
Абилитация — (лат. а – отрицание habillis – удобный, приспособленный). Лечебные и социальные мероприятия, направленные на улучшение физических и психических возможностей инвалида с рождения или с раннего детства, содействующие его адаптации к жизни … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Абилитация — комплекс мер (услуг), направленных на формирования новых и усиление имеющихся ресурсов социального, психического и физического развития ребенка или семьи … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Реабилитация (медицина) — У этого термина существуют и другие значения, см. Реабилитация. Реабилитация (фр. rehabilitation от лат. re вновь + habilis удобный, приспособленный) в медицине комплекс медицинских, психологических, педагогических,… … Википедия
Реабилитация медицинская — Реабилитация (франц. rehabilitation от лат. re врозь + habilis удобный, приспособленный) в медицине комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер по восстановлению автономности, трудоспособности и… … Википедия
СП 150.13330.2012: Дома-интернаты для детей-инвалидов. Правила проектирования — Терминология СП 150.13330.2012: Дома интернаты для детей инвалидов. Правила проектирования: 3.1 абилитация : Медико социальные мероприятия по отношению к инвалидам с детства, направленные на адаптацию их к жизни. Определения термина из разных… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Инвалидность — Запрос «Инвалид» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Инвалидность … Википедия
Афанасьев, Мстислав Платонович — Мстислав Платонович Афанасьев Дата рождения: 14 января 1967(1967 01 14) … Википедия
Абилитация в психологии и реабилитация. Что это такое, категории, коррекция
Абилитация – это термин, применяемый преимущественно к младенцам и детям раннего возраста с отклонениями в развитии. Введенная в психологическую и педагогическую практику Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1839-р от 31 августа 2016 г. «Об утверждении Концепции развития ранней помощи» абилитация рассматривает вопросы выявления, диагностики и стимуляции раннего развития, образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Такая практика является частью «Службы ранней помощи», призванной обеспечить создание условий по своевременному выявлению нарушений здоровья и ограничений жизнедеятельности детей, их оптимальному развитию и адаптации.
Определение
Абилитация в психологии – это происходящий от латинского habillis (удобный, приспособленный) термин, означающий проведение медико-социальных мероприятий, призванных улучшить психофизические возможности детей с инвалидностью (диагностированной внутриутробно, сразу после рождения или в раннем возрасте).
Все входящие в абиитацию мероприятия имеют своей целью подготовку детей с ограниченными возможностями к их последующей адаптации в общественной жизни, с возможностью реализации в профессиональной и учебной сфере.
В общепринятом понимании под «абилитацией» следует понимать любую подготовительную работу. Как способ реабилитационных действий абилитация широко применяется при проведении лечебно-педагогических мероприятий, позволяющих предупредить развитие патологического состояния у детей в возрасте от 0 до 3-5-ти лет, вызвавших утрату ребенком будущей трудоспособности, способности к полноценному обучению и затрудняющих социальную адаптацию.
Педагогический словарь терминов под «абилитацией» понимает формирование способности к чему-либо. Данное понятие используется в педагогике преимущественно в отношении детей с рождения и до достижения 5-летнего возраста и имеет существенное отличие от термина «реабилитация», означающего возвращение способности к чему-либо, утраченной в результате болезни, травмы и др.
Назначение
Как сфера деятельности, абилитационная педагогика призвана заниматься вопросами:
Основные идеи
В основе абилитационной педагогики лежит гуманистическая философия, рассматривающая человеческую природу как неотъемлемую составляющую часть единой системы мироздания. Под влиянием работ Абрахама Маслоу, Карла Роджерса, Шарлотты Бюлер и Карла Юнга сформированы основополагающие идея абилитационного подхода к развитию детей с нарушениями в развитии различных жизненно важных функций и систем, основанные:
Взаимосвязь с другими науками
Как научная и прикладная дисциплина абилитационная педагогика тесно связана с клинической психологией, медициной и правовыми науками:
Отличие от реабилитации и коррекции
Абилитация в психологии – это деятельность, способствующая восстановлению физиологических и умственных способностей детей-инвалидов. В педагогике данный термин появился несколько столетий назад, но свое закрепление получил лишь в конце ХХ в. В это же время было дано определение понятия, а также установлено его качественное отличие от понятия «реабилитации».
В Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов (Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации объединенных наций (ООН) 48/96, принятая 20 декабря 1993 г.) термин «реабилитация» определен как процесс, целью которого является оказание помощи инвалидам в восстановлении ими оптимальных физических, интеллектуальных, психических и социальных уровней деятельности и поддержание их, а также предоставление им необходимых реабилитационных средств для изменения их жизни и расширения рамок их независимости.
Понятие абилитации здесь было сформировано как медицинские, образовательные и логопедические меры, формирующие новые или способствующие развитию уже имеющихся ресурсов социально-психического и физического развития человека.
Специалисты отмечают, что ребенок, появившийся на свет физиологическими или психологическими нарушениями в развитии, не имеет равных возможностей по сравнению со сверстниками. При этом его потребность в любви, заботе близких и удовлетворении коммуникативных контактов находятся на высочайшем уровне.
Сравнение абилитации и реабилитации дано советским ученым Бадалян Л.О., понимавшим под:
Кандидат педагогических наук Боровиков Л.И. понимает абилитацию как работу, способствующую формированию социально-психологических и духовно-нравственных новообразований, ответственных за улучшение условий жизни детей с неизлечимыми заболеваниями.
Доцент педагогических наук Г.П. Сергеева характеризует абилитацию как профилактическую деятельность, способствующую коррекции физиологических или психологических дисфункций, возникающих на раннем этапе развития ребёнка, а также помощь детям с инвалидностью.
Реабилитация здесь, это медико-педагогическая и социально-культурная деятельность, способствующая восстановлению (или компенсации) нарушенной деятельности организма.
Применение абилитации на раннем этапе развития призвано оказать помощь ребенку в приобретении или развитии еще несформированных функций и навыков, в отличие от реабилитации, предлагающей восстановление утраченных функций в результате травмы или заболевания.
Абилитация помогает обучить ребенка умению достигать определенного уровня функционального развития альтернативными путями (в случае блокировки привычных путей), а также оказывает помощь в адаптации к потребностям человека окружающей среды для компенсации отсутствующих или нарушенных у него функций.
В отличие от абилитации, термин «коррекция» в медицинской практике применяется только в аспекте ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии. Психолого-педагогическая коррекция (исправление) развития возможна только в том случае, когда нетипичное развитие ребенка представляет собой временный процесс, требующий на данном этапе проведения определенных мероприятий для последующей нормализации психофизического развития.
Функции и роль
Абилитация в психологии – это появление новых возможностей, позволяющих индивиду занять свое место в общественной жизни. Давая такое определение термину, профессор Герасименко О. А. и член Общего собрания РБОО «Центр лечебной педагогики» Дименштейн Р.П. понимают под абилитацией процесс становления функциональных способностей у ребёнка, в норме появляющихся без помощи окружающих. У детей с инвалидностью такие способности могут появиться только в результате квалифицированной работы специалистов.
Ученый отмечает, что дети с врожденными дефектами, причисленные в группе риска по инвалидности и социальной дезадаптации, должны проходить раннюю комплексную абилитацию с целью предупреждения появления вторичных (необратимых) отклонений. Лечебно-педагогические мероприятия здесь проводятся также с целью увеличения шансов таких детей на полноценное включение в образовательную среду и общественную жизнь.
Основная задача абилитации (по мнению профессора Герасименко О.А.) – разработка методик и принципов оказания ранней медико-педагогической помощи детям младенческого и раннего возраста, имеющим различные отклонения (физиологические, психологические) в развитии, а также малышам из групп риска.
В соответствии с законодательством, система «ранней помощи» призвана охватить всех детей с особыми образовательными потребностями на начальных этапах развития, поскольку без ее оказания невозможна полноценная общественная и образовательная интеграция ребенка с ограниченными возможностями здоровья в будущем.
Исследования показали, что поздно начатый абилитационный процесс, может оказаться малоэффективным и невыполнимым. Так, например, недопустимо начинать коррекционные мероприятия для детей, страдающих детским церебральным параличом или задержкой умственного развития позже 3-го месяца жизни.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1839-р от 31 августа 2016 г. «Об утверждении Концепции развития ранней помощи» в Российской Федерации вводятся особые я структурные подразделения в современных дошкольных образовательных учреждениях, центрах развития и абилитации, в чью задачу входит:
Абилитационные мероприятия
Абилитационные мероприятия (медикаментозные, психолого-педагогические, логопедические) объединены термином «ранняя помощь» и их применение целесообразно начинать с момента постановки ребенку диагноза, уже на первом году его жизни.
Доктор Дименштейн Р.П отмечает, что допустимо начинать проведение абилитационных мероприятий с момента перинатальной диагностики отклонений плода. В этом случае комплекс мероприятий должен включать помощь в сопровождении беременности и уходе матери за новорожденным ребенком с нарушением двигательных функций, моторики, сенсорного или психического развития.
Оказываемая в результате абилитационных мероприятий «ранняя помощь» основана на системе специально организованных мероприятий, где каждый этап рассматривается как самостоятельное направление в работе учреждений, относящихся к органам здравоохранения, образования и социальной защиты населения.
В состав абилитационных мероприятий включены:
Методы
Применяемые при абилитации методы воздействия представляют собой как традиционные способы педагогического воздействия, так и нетрадиционные направления, заимствованные посредством междисциплинарного взаимодействия.
Методологические основы абилитации разработаны и утверждены специалистами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и требуют от специалистов проводить и разрабатывать свои абилитационные мероприятия в соответствии с:
Методы абилитационного подхода:
Подборка и использование методов проводятся на основе индивидуального подхода к ребенку и имеют своей целью оказание помощи в его последующем обучении и развитии для полноценной его социализации.
Абилитация в психологии представляет собой специализированную, разработанную в соответствии с предложенными специалистами Всемирной организации здравоохранения подходами программу по предупреждению развития патологических состояний или комплекс мер, направленных на приспособление детей раннего возраста с физиологическими или психологическими нарушениями к условиям жизни.
Составляемые педагогами, специалистами «Центра ранней помощи» при детских дошкольных учреждениях методики подбираются в зависимости от состояния здоровья ребенка, и имеют своей целью подготовку его к дальнейшему обучению, выбору профессии и реализации в профессиональной сфере, а также успешной общественной социализации.
Видео о абилитации
Что такое абилитация: