что лучше ресивер или усилитель для акустики
Стереоусилитель против многоканального ресивера: финал
Можно ли вообще сравнивать стереоусилитель с многоканальным ресивером в плане качества звука? На первый взгляд сравнение не совсем корректно: мол, всё равно что складывать столы со стульями. Однако поскольку покупателю частенько приходится выбирать между ресивером и усилителем, то как выяснить, какой вариант оптимальный? Согласитесь, не проведя всеобъемлющего сравнения, включая объективные измерения, ни за что не определить, какой путь единственно верный!
О бесплатных советах на форумах Сами посудите, кто в наш век абсолютного торжества чистогана что-то станет делать за просто так? Да, изначально форумы задумывались как места общения единомышленников, но уж больно удобно здесь под видом своего в доску рекламировать выгодный товар! Что ж, дуализм свойствен нашему мирозданию, как свет и тень, как вирус и антивирус, как… (впрочем, примеров уже достаточно). Посему ничего не поделаешь, отделять мух от котлет придётся учиться самостоятельно. Первая категория завсегдатаев аудиофорумов – прожжённые аудиофилы, которых хлебом не корми – дай хоть с кем-то поговорить на любимую тему. Большинство аудиофилов презирают любые измерения, полагаясь лишь на свой персональный слух. Якобы уши – лучший измерительный инструмент. Замечу, система слуха человека устроена так, что с её помощью ничегошеньки измерить нельзя. Не пригодятся уши и для измерения длины: слишком разные уродились по размеру у тех или иных людей. Короче, полагаться только на слух, да ещё по памяти – всё равно что измерять питона в попугаях. В действительности тренированный слух подготовленного человека позволяет оценить, звучит исследуемый объект хуже или лучше по сравнению с неким эталоном. Причём корректно сравнивать звучание по памяти способны лишь единицы суперпрофессионалов. Просто память людей на нюансы звука так устроена, что быстро «размывается». Так что не соблюдая экспертную методику прослушивания сравнением с тщательно подобранным референсом, получишь лишь субъективное мнение – и не более того. А поскольку слух у людей очень сильно различается, один «ИМХО» ровным счётом ничего не значит и нужно набирать независимую статистику. Вторая категория форумчан – виртуальные эксперты. Самые опасные «эксперты» – это те, кто оккупировал все подряд форумы под видом эдакого предобренького знатока, рубахи-парня. Кто эти люди на самом деле – закамуфлированные продавцы, преследующие только свои корыстные цели, или слоняющиеся от скуки бездари? В принципе, не столь важно, главное, что, сбившись в стаи, мнимые эксперты норовят съесть с костями всех, кто мыслит не шаблонно, то бишь не подпевает. В свою очередь, продавцы делятся на цивилизованных и… в общем, понятно каких. Цивилизованный продавец не скрывает своего настоящего имени и адреса, не подменивает ники и т.д. – короче, он доступен не только в Сети, но и в реальном мире. Главное, он дорожит своей репутацией и отвечает за свои слова. К советам таких продавцов имеет смысл прислушаться, поскольку опыт, как правило, немалый и товар продвигается достойный. Чреваты последствиями советы «бывалых» людей, бездумно начитавшихся красочных журналов, но в руках живьём никогда ничего не державших. Желание блеснуть эрудицией (ну и что, что сугубо теоретической, без правильного аналитического анализа) преобладает над здравым смыслом, благо Интернет позволяет это делать безнаказанно. Теперь уже ясно, какой контингент форумчан раздаёт советы направо и налево пачками, абсолютно ни за что не отвечая в итоге. В случае суровой разборки ник-нейм легко сменить, а место жительства на форумах стало традицией указывать уклончиво, например – Гренландия… В лучшем случае якобы «тестирование» проводится навскидку (на глазок и т.п.), при этом «знатоки» абсолютно не утруждают себя даже элементарной предварительной проверкой соответствия первого попавшегося экземпляра нормальным техническим параметрам. Например, колонки могут оказаться с подсевшими пищалками, а усилитель с подсаженными транзисторами-конденсаторами, но скоропалительные выводы будут сделаны. Пойманные за руку, псевдоэксперты бессовестно выкручиваются, нагло перевирая недавно ими же сказанное. Дискутировать с подобной публикой совершенно бессмысленно, поскольку лучший аргумент у неё – это хамство, а об элементарной культуре остаётся только мечтать. Чуть что не по вкусу, эти «товарисчи» начинают вопить как резаные: тест проплачен! проплачен! проплачен. В реальном мире за клевету придётся отвечать, а на форумах пока всё сходит с рук. Справедливости ради следует признать, что на форумы заглядывают и достопочтенные люди (чтобы взаимообразно поделиться опытом), но таковых меньшинство. По ходу дела желанные форумчане порой щедро дарят подсказки, но на остальное времени у них не хватает. Оставшаяся часть пришедших на форумы – это вопрошатели, надеющиеся на толковый и одновременно бесплатный совет. А где обычно бывает бесплатный сыр, надеюсь, все уже знают. Классическая «песня» форумов – ресивер для кино, усилитель для музыки – распевается в Интернете на все лады. Кто авторы-солисты, догадаться несложно. В частности, осчастливленные на века владельцы дорогущей, «элитной» стереоаппаратуры (кто же признается, выложив, к примеру, 3000 у.е., что с тем же конечным результатом мог бы потратить в три раза меньше?). Сюда же примыкают те, кто ни разу не слышал правильного многоканала, довольствуясь случайными впечатлениями от первых попавшихся комбинаций. Лично я не против стерео и даже двумя руками за! Однако давайте не будем втюхивать стереоусилители всем без разбора. Кому-то нравится старое доброе стерео, а кто-то предпочитает продвинутый многоканал, особенно на честно записанных дисках DVD-audio и SACD. Каждому своё! А роль истинного эксперта сводится к беспристрастному разъяснению преимуществ и недостатков всех направлений. |
Итак, напомню, проводится сравнение добротного бюджетного ресивера Yamaha THR-5460RDS (европейская модификация мегапопулярной 440-й модели) с новой моделью HI-FI-стереоусилителя Harman/Kardon HK-970.
Ресивер против усилителя: отборочный поединок
Почему выбор пал на, в общем-то, бюджетный (
270 у.е.) ресивер Yamaha THR-5460RDS, с одной стороны, и на именитый, причём флагманский усилитель Harman/Kardon HK-970 (
Во-первых, данная Yamaha – не что иное, как обновлённая европейская версия знаменитой 440-й модели (призёра авторитетной EISA), обладающей незаурядными возможностями усиления в стереорежиме. Во-вторых, эта модель имеет непосредственное отношение к целой плеяде ресиверов Yamaha, завоевавших широкую популярность у покупателей во всём мире («исторически» ресиверы Yamaha не отрубаются на высокой громкости даже с нагрузкой 4 Ом). В-третьих, просто это очень удачная модель ресивера, отлично справляющаяся с усилением 5 каналов. «Вопросы есть? Вопросов нет».
Стереоусилитель Harman/Kardon модели HK-970 является развитием отлично себя зарекомендовавшей чисто аналоговой модели НК-670. Благодаря полностью цифровому управлению в HK-970 появилась возможность настраивать тембр и баланс прямо с пульта. В плане выходной мощности к любым усилителям Harman/Kardon нареканий, как правило, не бывает. Аппараты фирмы славятся высокой скоростью изменения тока и минимальной отрицательной обратной связью при высоком коэффициенте демпфирования. Отмеченные факторы позволяют укрощать даже самую строптивую акустику, в том числе низкоомную.
Спецификация
(по сведениям производителя)
Технические решения
Большинство современных транзисторных Hi-Fi-усилителей (тем паче расхожего класса В) построено по традиционной схеме: за входным каскадом следует усилитель напряжения и выходной каскад с последовательным питанием транзисторов по постоянному току. Зачастую «супербюджетники» имеют непосредственное, без переходного конденсатора, подключение нагрузки. С недавних пор вместо биполярных транзисторов в выходном каскаде стали использовать полевые с изолированным затвором (MOSFET). По сравнению с биполярными транзисторами MOSFET выгодно отличаются линейностью характеристик и существенно лучшими частотными свойствами. Отмеченные особенности полевых транзисторов позволяют достигать высокого качества звучания усилителя относительно простыми средствами. Наиболее распространены «полевики» фирмы Toshiba. В последнее время новоявленные интегральные микросхемы усиления (так называемые операционники) начали вторгаться в святые пенаты хай-фай. Дискретное, то есть чисто транзисторное, раздельное по каналам усиление уже преподносится как существенное преимущество и обязательно отмечается в рекламе жирным шрифтом. В остальном сходства больше, чем различий, а если судить по демонстрируемым параметрам, то принципиальных нововведений и того меньше. Первейший козырь – мощность усилителя. Что именно за этим стоИт (и почему столько стОит), не принято афишировать. Чем же могут отличаться нынешние усилители при одинаковой мощности помимо качества элементной базы? Как известно, даже хорошо спроектированный усилитель подвергается «коверканию» при технологической реализации. Из-за чего появляются искажения сигнала, вызванные, в частности, монтажными наводками (от токов выходного каскада на входные цепи усилителя). Особенно это заметно на высоких частотах, на которых усиливаются паразитные связи. Но главное в усилителе – это питание. У большинства серийно изготавливаемых усилителей ёмкость накопительных (фильтрующих) конденсаторов блока питания явно недостаточна по той простой причине, что электрические конденсаторы больших номиналов ( > 10 000 мкФ) – далеко не самые дешёвые элементы. А «бюджетная» ёмкость фильтрующих конденсаторов приводит к так называемой «зажатости» динамики усилителя (которую проблематично оценить посредством стандартных измерений). Отдельные авторы утверждают, что «настоящий звук» начинается при суммарной ёмкости фильтрующих конденсаторов не менее 45000 мкФ при напряжении питания 40 В. Правда, повышение напряжения питания, скажем, в 2 раза даёт увеличение энергии в 4 раза, так что, как говорится, возможны варианты. |
Начинку рассматриваемого ресивера оригинальной не назовёшь. Действительно, зачем изобретать велосипед? Что касается питания, то было бы наивно ждать фантастической щедрости от производителя в бюджетном сегменте. Трансформатор, конечно, не тороидальный (видали мы и таковые, но без должного звука), зато немаленький и увесистый. Если не придираться к мелочам и обилию перемычек на унифицированных платах, то всё сделано без ляпов. Но хитрО. Короче, почти всё видно на фото. Пользуясь случаем, замечу: компоновку элементов лихо копируют производители «третьего эшелона», выпускающие, мягко говоря, не шибко музыкальные ресиверы дешевле 200 у.е.
ЦАПы, АЦПы и прочие цифровые чипы сегодня нас мало интересуют. Отмечу лишь одно: даже если ЦАП в ресивере качественный, это ещё не значит, что достаточно любого дешёвого плеера с цифровым выходом (у многих «супербюджетников» цифровой выход реализован не намного лучше аналогового).
Так, а как выглядит современный Hi-Fi-усилитель изнутри? Шикарно. Внушительные радиаторы с более правильным оребрением. По две «банки» конденсаторов (12000 мкФ 63 В) на канал. Ферритовые кольца на силовом проводе. Ну и прочие излишества.
Что касается аналоговой части, то она явно побогаче ресиверной. Да и монтаж покачественнее (цена и падающий на стереоусилители спрос обязывают). Никто не спорит, не обошлось без фирменных ноу-хау как с той, так и с другой стороны. Однако что покажут измерения?
Измерения
Наряду с собственной методологией в измерениях использовалась общедоступная программа RMAA версии 5.5. Скачав эту программу, каждый желающий, обладающий сносной саунд-картой, может измерить характеристики своего усилителя. Единственное – следует помнить, что на «колоночных» выходах усилителя напряжение может достигать нескольких десятков вольт, а стандартная карта имеет вход на +/-1,4 В. Поэтому надо (!) либо паять пару простейших делителей напряжения, либо подключать последовательно два идентичных (левый и правый каналы) сопротивления номиналом 2. 100 кОм и потом пересчитывать полученные результаты относительно реальной нагрузки.
Схемы делителей напряжения из разных элементов (резисторов, конденсаторов или катушек)
АЧХ акустических систем оценивалась импульсным методом с последующим скользящим сглаживанием 1/3 октавы. Удаление измерительного микрофона – 1 метр по умолчанию. Амплитуда (магнитуда) представлена на графиках в относительных единицах, то есть без пересчёта в абсолютное звуковое давление. Измерения проводились в помещении |
50 кубических (20 квадратных) метров с типично жилой реверберацией. Отражения звука, искажающие АЧХ, при необходимости учитывались.
Насколько измеренные параметры зависят от частоты, отражено на графиках далее по тексту. К сожалению, вышеуказанная программа автоматически нормирует АЧХ при графических построениях. Это следует учитывать при анализе и интерпретации. Ещё необходимо иметь в виду, что фиксируемый завал выше 20 кГц в большей мере вызван характеристиками ЦАП и АЦП карты, использовавшейся при измерениях. То есть негативный вклад тестируемых усилителей гораздо меньше, чем «измерительной» карты.
Функционирование тембра стереоусилителя Harman/Kardon: АЧХ
Стереоусилитель Harman/Kardon: собственный шум
Стереоусилитель Harman/Kardon: искажения (THD)
Стереоусилитель Harman/Kardon: проникновение каналов
Функционирование тембра ресивера Yamaha: АЧХ
Ресивер Yamaha: собственный шум
Ресивер Yamaha: искажения (THD)
Ресивер Yamaha: проникновение каналов
Тембр усилителя работает более чисто, ресивер умудряется привнести 2-ю и 3-ю гармоники даже с «минусовыми» регулировками. Впрочем, величина паразитных гармоник не столь велика, чтобы паниковать.
Сравнение работы тембров предлагается рассмотреть поподробнее. Напомню, построенные программой графики надо мысленно совместить на частоте 1 кГц. Помимо меньших привносимых искажений тембр стереоусилителя простирается на самые низкие частоты и чуть дальше по частоте начинает подъём на ВЧ. Настройка тембра работает чётко, в полном соответствии со спецификацией. Внимание: когда НК-970 на своем табло высвечивает +6 dB Bass, эта величина справедлива для 50 Гц, а когда +6 dB Treble, то для 10 кГц. Аналогично и у ресивера Yamaha (для 60 Гц и 10 кГц).
Сравнение тембра стереоусилителя Harman/Kardon и ресивера Yamaha
Сравнение тембра стереоусилителя Harman/Kardon и ресивера Yamaha: собственный шум
Весьма любопытно реальное проникновение каналов. Как видно из графиков (см. ниже), зависимость от частоты ярко выражена, и усилитель с ресивером здорово повторяют друг друга. Причём тембр явно играет второстепенную роль. Очевидно, используются одинаковые схемотехнические решения.
Сравнение тембра стереоусилителя Harman/Kardon и ресивера Yamaha: проникновение каналов
Теперь посмотрим, как влияет замена хорошего ресивера продвинутым стереоусилителем на звучание конкретной акустической системы (графики импеданса которой приведены в обзорах «От народного мультимедиа к массовому Hi-Fi. Обзор новейшего 5.0-комплекта пассивной акустики Microlab V3630» и «Красота требует жертв. Обзор набора 5.0-акустических систем Hi-Fi Sven HP-780»). Замечу, АЧХ (даже полученная импульсным методом) отражает лишь «стационарные» свойства озвучиваемого сигнала. Так или иначе, изменение очень мало и заметно только на самых низких частотах. А вот задействование тембра стереоусилителя позволяет получить существенную прибавку на басах (6…7 дБ на 20 Гц).
Для другой акустической системы (с более сложным импедансом) влияние замены ресивера на усилитель, как показывает практика, может быть существенно иным. В том числе на высоких частотах. Вот один пример. Синий график АЧХ даёт ресивер, а красный – наш стереоусилитель. Полученный результат на высоких частотах, прямо скажем, неожиданный. Различие слишком велико, чтобы дать внятное объяснение. Неужели импеданс может так подкузьмить? Налицо необходимость дальнейших исследований.
Экспертное прослушивание
В качестве «референса» использовались следующие акустические системы:
Признаюсь, лично мне больше понравился звук, обеспечиваемый стереоусилителем, независимо от того, какая акустическая система была подключена. На подобранных с умом колонках ресивер в стерео звучал очень достойно. Различие между нашими героями порой столь мало и трудноуловимо, что «метать икру» (то бишь транжирить деньги) не глядя не имеет никакого смысла. Справедливости ради надо сказать, что внешний вид Harman/Kardon действует гипнотически, парализуя разум и волю. Честное прослушивание «в тёмную» людьми с разным слухом на удачно подобранной акустике, думаю, сравняет шансы наших подопытных.
Красавец мужчина! В полном расцвете…
Проще простого начать «гнобить» источник звука. Мол, DVD-плеер не есть «вери гуд», и нужен полноценный Hi-Fi-проигрыватель CD. Знаем-знаем, уже проходили! Давайте не будем лезть в Hi-End с его сумасшедшими ценами. Общеизвестно, что прибавка в качестве звучания уменьшается по мере роста цены. Нас же интересует золотая середина: та переломная точка, когда цена ещё не прыгает, сорвавшись с цепи как бешеная, а качество звука уже вышло на оптимум.
Соглашусь с теми, кто утверждает, что стереоусилитель уровня Harman/Kardon HK-970 полностью раскроет свой потенциал на более серьёзных акустических системах. Возникает лишь один вопрос: на каких именно? Полочники за 600 у.е., напольники за 1200? А не многовато ли? Чай, зарплаты в среднем у нас ещё не европейские!
Однако вернёмся к результатам прослушивания вышеуказанной акустики. Так, в списке значатся новые колонки, посему позвольте пару слов о них отдельно.
Итак, разница в звучании стереоусилителя и ресивера есть, но на правильно подобранной акустике заключается лишь в мельчайших нюансах. Кому-то подобные нюансы важны, кому-то совершенно не нужны. Важно отметить тот факт, что на эталонных по качеству стереозаписях в плане глубины сцены и локализации источников усилитель показал себя во всей красе. А на обычных записях и при небольшой громкости разница малозаметна.
На малой громкости и усилителю, и ресиверу явно не хватает тонкомпенсации. А её-то и нет!
На приличной громкости стереоусилитель лучше контролирует бас и чище усиливает высокие частоты. К сожалению, любые акустические системы (а вышеуказанные и подавно) при таких условиях начинают сами по себе плодить гораздо больше искажений. Хорошо сателлитам Kef2005, на басах им помогает мощно резвый активный сабвуфер. Усилителю или ресиверу остаётся работёнка плёвая: усиливать частотные составляющие фактически только выше 80 Гц. А вот с полочниками дела обстоят похуже. Баса катастрофически не хватает, приходится компенсировать тембром на всю катушку. Увы, тембр ресивера с этой задачей толком не справляется (а если бы был максимум на 100…110 Гц, как у большинства ресиверов, то было бы ещё хуже!). При подспорье басом с помощью тембра усилителя Bronze хоть как-то оживают на НЧ (басовик колбасит не на шутку, начинаешь побаиваться за его пластмассовую раму). Небольшим напольникам типа Eltax тоже несладко: ФИ настроен на 30 Гц, и если добавить жару НЧ-тембром в усилителе, то на большинстве записей появятся искажения.
Напоследок – о выходе на наушники и о «птичках». У ресиверов Yamaha он реализован отлично. Студийные и хай-файные наушники звучат великолепно. Стереоусилителю Harman/Kardon трудно противопоставить что-то существенное, кроме тембра. В Direct усилитель блеснёт разве что на низкоомных наушниках с раскрашенной АЧХ. Прискорбно, но с тембром у Harman/Kardon (только при выходе на наушники с отключённой акустикой) как раз не всё гладко. Досаждает и отсутствие индикации выключения режима Direct, при котором настройки тембра не действуют. Добил Harman/Kardon сбросом пользовательских настроек при выключении из розетки. Ресиверы Yamaha все настройки помнят как минимум несколько недель.
Домашняя аудиосистема: усилитель или ресивер?
Усилитель – устройство, предназначенное для увеличения мощности звукового сигнала, который подаётся c внешнего источника звука на акустическую систему. Усилитель, как правило, состоит из двух основных частей — предварительного усилителя, который предназначен для коррекции, регулировки и предварительного усиления сигналов от различных источников, и усилителя мощности, который окончательно усиливает электрические колебания звуковой частоты для последующей передачи их по кабелям на акустические колонки.
Без усилителя низкой частоты, или как сейчас принято говорить, без интегрального усилителя, не обходится ни одна медиасистема
Усилители мощности обладают незначительными возможностями для регулировки звучания. Если же в одном корпусе объединены усилитель мощности и предварительный усилитель, то такое устройство называется интегральным усилителем, или иногда полным. Интегральные усилители наиболее распространены в сегменте массовой техники. Большинство серийных стереоусилителей являются интегральными. Однако, если смотреть не с маркетинговой точки зрения, а с технической, ресиверы также являются интегрированными усилителями, совмещенными с видеокоммутацией и радио-тюнерами. Однако их так называть не принято, и терминология жестко разделяет ресиверы от усилителей.
Интегральный стереофонический усилитель MAP-103
Стереоусилитель — функциональное устройство, предназначенное для повышения мощности двухканального звучания. Современные стереоусилители позиционируются производителями как техника, предназначенная, прежде всего, для любителей высококачественного звука при прослушивании музыки. Такая аппаратура ориентирована на воспроизведение фонограмм с минимальными искажениями. Стереоусилители высшей ценовой категории имеют ряд дополнительных технических решений. Например, фонокорректоры, оптимизирующие звучание проигрывателей виниловых дисков.
AV-усилитель — электронное устройство, способное коммутировать аудио- и видеосигналы, а также усиливать многоканальное аудио. Как правило, AV-усилитель объединяет многоканальный усилитель звука и процессор, предназначенный для обработки и декодирования звуковых сигналов. Такая схема позволяет подключаться к нескольким источникам видеосигнала. AV-усилитель может использоваться как в домашних кинотеатрах, так и для прослушивания музыки.
При выборе усилителя многие обращают внимание и на дизайн корпуса
По сравнению со стереоусилителем AV-усилитель имеет более разнообразные возможности в регулировке параметров звучания. В частности, для воспроизведения многоканального звука он оснащается декодерами Dolby Pro Logic, Dolby Digital и другими, которые позволяют воспроизвести именно ту многоканальную звуковую панораму, которая имелась в виду создателями исходного материала. Важной характеристикой AV-усилителя является число каналов усиления звука, которое в современных моделях варьируется от шести до восьми.
Легендарный Lexicon-RV8 является AV-усилителем
Усилитель, несущий «на борту», кроме всего прочего, еще и радио-тюнер, принято называть ресивером, и, как правило, большинство усилителей многоканального аудиосигнала сегодня как раз и являются ресиверами. По сути своей, ресивер — это главный компонент любого домашнего кинотеатра, его сердце, на него все сходится, и уже с него же видеосигнал идет на средство визуализации, телевизор или проектор, а аудио — на акустические системы. В некоторых случаях, например, в коробочных комплектах кинотеатров, про которые мы недавно рассказывали, роль ресивера выполняет DVD-ресивер, то есть DVD-проигрыватель, несущий в своем корпусе элементы коммутации, а окончательный усилитель в таких системах выносится в корпус сабвуфера.
Немаловажная составляющая работы усилителей всех типов — коммутация входящих сигналов
В модельных рядах многоканальных кинотеатральных компонентов многих компаний представлены не только традиционные ресиверы, но и раздельные компоненты. Дело в том, что ресиверы, как правило, предлагают комплексные решения для коммутации, декодирования и усиления многоканального сигнала, но для высокомощных каскадов усиления с чувствительными модулями коммутации и декодирования существуют определенные ограничения. Сильноточные цепи, необходимые для воспроизведения аудио на высочайшем уровне громкости, выделяют большое количество тепла и электромагнитных помех, накладывая ограничения на возможности аудио- и видеоцепей с малым током в достижении низкого уровня шумов и искажений. От них никуда не деться — законы физики, знаете ли. А потому раздельные системы имеют полное право на существование.
По принципам работы усилители делятся на аналоговые и цифровые. Аналоговый аппарат производит увеличение мощности звукового сигнала без изменений его формы и подаёт его на акустические системы. К недостаткам аналоговых усилителей можно отнести низкий КПД (до 50%), нагрев корпуса и прямую зависимость между мощностью и весом прибора. Тем не менее, именно аналоговые усилители наиболее широко представлены на рынке в различных ценовых сегментах.
Для размещения огромных тороидальных трансформаторов и снижения нагрева транзисторов корпуса аналоговых усилителей порой делают просто громадными
Цифровые усилители в процессе работы преобразуют аналоговый сигнал в последовательность импульсов (некое подобие цифрового сигнала), затем усиливают их, и с помощью несложного фильтра преобразуют обратно в аналоговую форму для передачи на акустику. При одинаковых показателях мощности аналоговых и цифровых усилителей, цифровые имеют значительно меньший вес и габариты, а их КПД достигает 90%. К главным недостаткам цифровых усилителей можно отнести значительные искажения, возникающие при преобразовании звукового сигнала в цифровой и обратно в аналоговый. Однако по мере усовершенствования технологий эта «болезнь» постепенно излечивается.
Форма и отделка корпуса усилителя, так же как и оттенки его звучания, с давних пор являются элементами фирменного стиля производителей
Ниже, мы подробнее расскажем о видах усилителей, взяв в качестве примеров наиболее характерные аппараты двух известнейших производителей электронных компонентов домашнего медиа.
Стереоусилитель NAD C325BEE
Интегральный стереоусилитель NAD C325BEE характеризуется продолжительной средней мощностью 50 Вт на канал при 8 Ом сопротивлении. На этом усилителе используются самые известные запатентованные технологии NAD, а буквы BEE в названии указывают на то, что его разработкой лично занимался легендарный инженер NAD Бьорн Эрик Эдвардсон. В усилителе применены несколько технологий, улучшающих звук и повышающих безопасность работы как усилителя, так и колонок. Режим усилителя PowerDrive автоматически регулирует параметры источника питания в соответствии с музыкальным сигналом и характеристиками подключенных колонок, а также создает запас динамической мощности в соответствии с потребностями акустических систем. Soft Clipping устраняет неприятные призвуки в тех случаях, когда усилитель перегружен. Эта система также защищает чувствительные высокочастотные динамики акустических систем, которые могут быть легко повреждены высокочастотным искажением, вызванным эффектом клиппирования.
BEE Clamp – это, так сказать, новое решение старой проблемы, свойственной для любой конструкции транзисторов усилителя. Она в режиме реального времени отслеживает нагрузку на выходные транзисторы и позволяет сохранить стабильность усилителя тогда, когда музыка чрезвычайно насыщена высокими частотами, а акустические системы имеют низкое полное сопротивление. Компоновка схемы понижает внутренне сопротивление, улучшает заземление и предотвращает мельчайшие магнитные наводки.
Прямой результат такой оптимизации — низкий уровень шумов и искажений и хорошее разделение каналов, а технология SMD сокращает пути прохождения сигнала. Стереоусилитель, ко всем прочим входам, имеет также и MP-вход (Media Player) для простого подключения iPod, MP3 и других медиаплееров с 3,5 мм гнездами для наушников.
Стереоресивер Sherwood RX-772
Sherwood RX-772 — это стереоусилитель со встроенным тюнером, то есть такой усилитель можно смело назвать стерео-ресивером. У аппарата хорошо сбалансированная динамическая мощность, тонкие звуковые нюансы, великолепное качество исполнения и утонченный дизайн. Ресивер имеет двухстрочный флуоресцентный дисплей, сквозной режим Pure Audio, память на 30 радиостанций, 7 аудиовходов, 2 аудиовыхода. Технология Humming Urban Stereo от Sherwood вдохнет жизнь в вашу музыкальную коллекцию.
Следует обратить внимание на то, что для большей чистоты звука необходимо подключать ресивер к электророзетке с заземлением.
Усилитель мощности NAD T955
Компания NAD, всегда делавшая особый упор на качество звучания, не пошла на поводу у тенденции упрощения продукции, и продолжила работать над компонентами, удовлетворяющим аудиофильским требованиям. Специально для поклонников марки компания создала усилитель мощности NAD T955. Этот усилитель включает в себя пять отдельных моноблочных усилителей. Схемотехника основана на проверенной, полностью дискретной топологии NAD, которая использовалась в завоевавших множество наград стереоусилителях С352 и С372.
Новый усилитель имеет очень низкий уровень искажений вкупе с высочайшей мощностью. Компонент легко интегрируется с системами умного дома, а управление мультирумом передается по 12-вольтовому триггеру. Специально разработанные радиаторы прекрасно отводят тепло даже в самых требовательных условиях, не прибегая к принудительному охлаждению вентиляторами, которые могут вызывать шум. Массивные тороидальные трансформаторы Holmgren превосходно контролируют напряжение в самых сложных условиях и обеспечивают высокую стабильность и низкий уровень помех в магнитном поле, что в итоге позволяет держать искажения на незначительном уровне.
AV-ресивер NAD T754
AV-ресивер NAD T754 прекрасно проявляет себя и в области цифрового декодирования, и в области аналогового усиления. В списке поддерживаемых форматов пространственного звучания — все варианты Dolby и DTS, а также собственная технология NAD EARS. Выбор режима пространственной обработки автоматический; при этом подключается самый «высокий» или наиболее совершенный вариант.
Набор видеоразъемов включает в себя компонентное видео, S-Video и композитное видео. Цифровые входы доступны лишь для аудиосоставляющей, имеется, и коаксиальный, и оптический интерфейс.
В стереорежиме AV-ресивер может работать и на вторую зону мультирума. В этом случае вторая пара акустических систем подключается к усилителям фронтальных каналов. Включение и выключение осуществляется с помощью пульта или кнопок на передней панели. В комплект поставки усилителя включен пульт для второй зоны. Аналоговый вход 7.1 может использоваться для подключения проигрывателя DVD-Audio или для воспроизведения музыкального видео с дисков Blu-ray. Выходы предусилителя и основные входы усилителя позволяют добавить или переконфигурировать каналы усиления (например, подключить более мощный усилитель мощности для фронтальных каналов).
AV-ресивер NAD T773
Данный аппарат является второй версией популярного AV-ресивера NAD T773. Ресивер получил новый драйвер и кое-какие полезные функции. Например, наиболее интересным новшеством можно назвать функцию замены формата декодирования HDCD на новый, более продвинутый Dolby Digital ProLogic IIx. Процессоры Dolby Digital ProLogic IIx и Dolby ProLogic IIx способны и стерео преобразовывать в сигналы 5.1, 6.1 и 7.1.
NAD T773 получил расширенные мультизонные возможности. Теперь, чтобы активизировать вторую зону, можно воспользоваться пультом. Предусмотрены две установки для управления громкостью во второй зоне – Fixed и Variable, то есть предустановленный уровень громкости или управление с пульта второй зоны ZR 2.
AV-ресивер Sherwood R871
AV-ресивер Sherwood R871 оснащен полностью дискретным усилителем с высокими токовыми возможностями и равномерным усилением всех семи каналов. Ширина воспроизводимой полосы частот в 100 кГц позволяет ему раскрыть все достоинства DVD-Audio и SACD. Для декодирования на Sherwood R871 стоит 32-битный DSP чип Cirrus Logic CS-49510, и шикарный ЦАП АК4358 (192 кГц/24 бит) от АКМ. Ресивер Sherwood R871 декодирует: DTS-ES Discrete; Matrix; DTS-96/24; DTS NEO-6 Movie и Music; Dolby Digital EX; Dolby Pro Logic IIx; Dolby Headphone Layers 1, 2, 3 и Dolby Virtual Speaker. Во как!
Кроме того, AV-ресивер можно апгрейдировать по мере появления новых технологий. Для этих целей Sherwood R871 оснащен портом RS-232, который также может использоваться для подключения внешних систем управления: сенсорных панелей, дисплеев и другого, а чтобы упростить управление системой и выбор видеоисточников, используется экранная индикация для всех трех видеовыходов: композитного, S-Video и компонентного. Правда непонятно зачем в технике подобного класса все еще используется композит, непонятно, и почему отсутствует HDMI, тоже неясно. Не мог остаться незамеченным и постоянно растущий спрос на мультирумы. Озвучивание нескольких помещений с использованием одного аппарата для усилительно-коммутационной техники это злободневный тренд, а потому Sherwood R871 оснастили технологией Advanced Room 2, с помощью которой аудиовидеосигналы от второго источника идут на выход второй зоны. AV-ресивер предоставляет несколько вариантов озвучивания второй зоны: через предусиление сигнала второй зоны с использованием внешнего усилителя, или при помощи внутреннего усилителя ресивера, для чего необходимо назначить два центральных канала окружающего звука на вторую зону, таким образом, покупатель получает систему 5.1 плюс усиленный сигнал на выходе второй зоны. Для управления второй зоной Sherwood R871 укомплектован отдельным пультом ДУ.
Надо заметить, что по своим возможностям практически все современные модели гарантируют высокое качество звучания, а широкий спектр аппаратуры, выпускаемой вендорами, позволяет удовлетворить самые изощренные запросы потребителей. В заключении стоит сказать о том, что стереоусилители и стереоресиверы предназначены для более узкого круга потребителей, причем больше аудиофилов, чем меломанов. Впрочем, все мы понимаем, что деление любителей высококачественного звука на эти группы довольно условно.
Усилитель стерео — по прежнему главный компонент меломанской и аудиофильской системы
AV-ресиверы и AV-усилители, безусловно, более функциональны, и подходят для большинства потребителей. В единых бюджетных группах, как правило, технические характеристики усилителей и ресиверов практически одинаковы, а потому на первый план при выборе выходят личные предпочтения покупателей, их представления о необходимых функциях техники, и оттенков звучания того или иного аппарата. В любом случае, удачного вам выбора!