что лучше музыкальная школа или репетитор
Частное обучение музыке или музыкальная школа? Преимущества и недостатки
Этот вопрос часто задают родители, желающие учить ребенка музыке. Чтобы понять, каков ответ на него в вашем случае, сравним эти две системы обучения — каждая из них имеет плюсы и минусы.
Не будем сейчас останавливаться на вопросе квалификации музыкального педагога.
Преимущества частного обучения, которые особенно подходят взрослым, малышам до 6 лет и учащимся с особенностями или отклонениями развития:
При этом весьма желательно, чтобы уроки проходили у педагога дома, за исключением крайних случаев, когда ученик не в состоянии передвигаться.
Причина этому психологическая — дети лучше концентрируют внимание в чужой обстановке, разумеется, специально приспособленной для занятий.
Возможные минусы. Ощущение свободы обучения не должно переходить в необязательность выполнения домашних заданий, посещаемости уроков, их оплаты и отсутствие четкого плана развития.
Преимущества хорошей музыкальной школы:
Существуют промежуточные варианты — когда частный педагог в состоянии организовать программу обучения и атмосферу, подобную музыкальной школе.
Что касается цен на обучение, то в России частное обучение было всегда намного дороже, чем музыкальная школа. Занимаются частной практикой, как правило, профессионалы, сделавшие себе имя в музыкальной школе, училище или консерватории.
В Израиле, Европе и Америке частным образом учиться часто дешевле, чем в хорошей музыкальной школе.
Музыкальная школа vs частные занятия музыкой?
На сегодняшний день существует масса вариантов обучения детей музыке. Классическая школа уступает место современным студиям, или мы наоборот видим возвращение традиций домашнего музицирования? Попробуем разобраться в вопросе, как выбрать лучший формат обучения, если музыкальное воспитание вы, как родитель, считаете необходимым условием развития личности ребенка.
Представим, что в вашем доме растёт юный Моцарт, и он уже с трёх лет поёт арии и способен сыграть мелодию на любой звонкой кастрюле, тогда вероятно, есть смысл развивать талант ребенка по всем музыкальным направлениям. Школа даёт богатый арсенал возможностей: занятия игры на музыкальном инструменте, вокал, сольфеджио, слушание музыки, ансамблевое музицирование и другие дисциплины, прописанные в программе обучения.
Но есть родители, которые понимают значимость занятий музыкой, но не готовы ограничить детство ребёнка стенами музыкальной школы. Если игра на фортепиано воспринимается как приятное украшение жизни, а не бесконечный путь пассажей этюдов К. Черни — тогда будет лучше найти частного педагога, который сможет подобрать музыкальную программу, ориентируясь на запросы ребенка и его семьи.
Оба варианта формы обучения прекрасно существуют, и нельзя сказать с полной уверенностью, что какой-то из них лучше или хуже. Мы приведём краткий список плюсов и минусов занятий в школе и с частным педагогом, на которые стоит обратить внимание при выборе формата обучения.
Музыкальная школа, плюсы:
⁃ академический подход (ориентир на традиции, высокое качество исполнения, стремление играть серьезную музыку);
⁃ сильная техническая подготовка;
⁃ широкий диапазон изучаемых дисциплин;
⁃ возможность выступления на большой сцене;
⁃ общение с другими детьми-музыкантами.
Музыкальная школа, минусы:
⁃ акцент на исполнительских навыках (многочасовая работа за инструментом);
⁃ формальное отношение к процессу обучения;
⁃ строгая отчетность (зачеты, прослушивания, экзамены);
⁃ неудобное расписание (иногда занятия растягиваются на всю неделю, и возникает ощущение что ребёнок буквально живет в музыкальной школе);
⁃ недостаточное внимание к работе над мотивацией ребенка.
Частные занятия, плюсы:
⁃ индивидуальный подход в обучении;
⁃ комфортная образовательная среда (занятия могут проходить даже дома у ребёнка);
⁃ мягкий дедлайн для выполнения музыкальных задач;
⁃ педагог имеет большую свободу для реализации образовательных целей;
⁃ занятия имеют общеразвивающий характер, и не сфокусированы только на оттачивании исполнительского мастерства.
Частные занятия, минусы:
⁃ изолированность обучения (ребёнок не видит, как играют другие дети);
⁃ отсутствие выступлений перед большой публикой;
⁃ лёгкая программа для быстрого освоения;
Безусловно, этот список является лишь дополнительным поводом для размышления родителей. Те, из них, кто в детстве имел травмирующий опыт занятий в музыкальной школе, с ужасом вспоминают, как их били по пальцам линейкой или заставляли часами играть гаммы. И если линейки в современном подходе уже не работают, то кропотливые занятия над сложным фрагментом пьесы остаются актуальными и по сей день. Музыка становится радостью, если в неё заложен осознанный труд и яркий вкус творчества.
Когда вы приняли решение о том, что ребенок будет заниматься музыкой, у вас может возникнуть проблема с тем, куда отдать ребенка. В музыкальную школу, или же нанять репетитора для занятий на дому.
У каждого из двух способов обучения музыке есть свои плюсы и минусы. Мы расскажем о них. А вам уже предстоит самостоятельно решить, какому способу отдать предпочтение. Обучению в музыкальной школе. Или занятиям с репетитором на дому.
Обучение в музыкальной школе

Плюсы
Огромное количество музыкальных отделений
В музыкальной школе представлено огромное количество отделений и специальностей. Вы можете отдать ребенок на обучение игре:
И на многих других инструментах.
В музыкальных школах у вас есть возможность обучить ребенка игре даже на экзотических предметах. Например, на укулеле.
Подыскать репетитора, который научит ребенка игре на экзотическом инструменте, будет довольно сложно.
После окончания музыкальной школы ребенок получает диплом об образовании
Обучение в музыкальной школе — очень продолжительное. Ребенок учится в ней на протяжении нескольких лет. И после окончания заведения получает диплом о музыкальном образовании. Он подтверждает то, что ребенок профессионально владеет игрой на определенном инструменте.
С дипломом ребенок сможет устроиться в любое учреждение, где требуется сотрудник, играющий на определенном инструменте. Например, в театр. Или в филармонию.
При занятиях с репетитором на дому, ребенку, конечно же, подобный диплом не выдают.
В музыкальной школе ребенок пребывает в социуме

Во время занятий в музыкальной школе, ребенок занимается не только индивидуально. Но и в группе. Ходит на сольфеджио, и на другие уроки.
Во время групповых занятий, ребенок общается с другими детьми. Заводит новые знакомства. И социализируется.
Если у ребенка что-то не будет получаться во время игры на музыкальном инструменте, то он всегда может обратиться к другим детям. И попросить их помочь ему.
Во время занятий на дому, ребенок находится наедине со своим преподавателем. И не социализируется.
В музыкальных школах, особенно государственных, относительно дешевая учеба. При этом, стоимость обучения включает в себя огромное количество дополнительных предметов.
Посещать ее намного выгоднее, чем заниматься с репетитором дома.
Если ребенок будет заниматься индивидуально, то вам придется платить минимум шесть тысяч рублей в месяц. При учете того, что в неделю у ребенка будет минимум три занятия.
Стоимость каждого из которых может составлять от 500 рублей. Или даже выше.
Ребенка разовьют в интеллектуальном плане

В музыкальной школе с ребенком не только играют на музыкальных инструментах. Его учат чувствовать такт, ритм. Ему прививают силу воли, интеллект, мужество. А также делают его сильным духом.
Ребенок перестанет бояться сцены
Во время обучения в музыкальной школе, ребенок сможет научиться выступать на сцене. Перестанет бояться ее.
Периодически учебное заведение проводит «контрольные прослушивания». Собирает всех своих учеников в актовом зале. И заставляет выступать их с определенным произведением перед публикой.
В зависимости от того, насколько качественно сыграет ребенок, ему поставят определенную оценку. Если он покажет высокий результат, то ему поставят пять баллов. А если плохой, то два.
Выступление перед большой публикой поможет ребенку перестать бояться сцены.
Если преподаватель ребенка уйдет из музыкальной школы, то вы с легкостью сможете заменить его
В музыкальной школе уроки проводятся по единой программе обучения. Если преподаватель ребенка покинет ее, то малышу могут поставить другого учителя. И он сможет заниматься с ним так же, как и с предыдущим.
Проблем с освоением материала не возникнет.
Если же вы поменяете домашнего репетитора на другого, то ребенку будет сложно перестроиться. Поскольку у каждого специалиста свой подход к обучению игре на музыкальном инструменте.
Минусы музыкальной школы

Музыкальная школа может находиться далеко от дома ребенка
Музыкальная школа может находиться далеко от вашего дома. Чтобы добраться до нее, ребенку придется ехать несколькими транспортами. Это может доставить ребенку дискомфорт. Поскольку он будет тратить много времени для того, чтобы попасть на занятия.
В музыкальной школе может быть плохой коллектив
Музыкальную школу могут посещать дети разного возраста.
Существует вероятность того, что ваш ребенок будет учиться с хулиганами. Они будут обижать вашего ребенка. И не давать ему эффективно учиться.
Ребенку могут не нравиться групповые занятия, которые проводятся в музыкальной школе
Большинство детей, которые учатся игре на музыкальном инструменте, не понимают, зачем им нужны дополнительные занятия (сольфеджио).
Они хотят заниматься исключительно обучением игре на музыкальном инструменте. А углубленно изучать ноты и другие аспекты музыкального дела им неинтересно. Из-за этого ребенок может начать прогуливать занятия в школе.
Индивидуальное обучение с репетитором на дому
Преимущества обучения музыке на дому
Чтобы заниматься музыкой, ребенку не нужно никуда ездить
Это удобнее, чем ехать или идти в музыкальную школу, которая находится на расстоянии от вашего дома.
Репетитор найдет к ребенку индивидуальный подход

Частный репетитор работает по современной методике обучения
Если вам удастся найти хорошего репетитора, то он будет учить вашего ребенка по современным методикам обучения. А значит сможет развить в чаде навыки игры за короткий промежуток времени. За 6-12 месяцев.
В музыкальных школах же современные методики обучения не применяют. В них отдают предпочтение старым программам. Тем, которые уже проверены годами.
И тем, которые длятся очень долго. Если ребенок будет учиться в музыкальной школе, то не сможет освоить инструмент за короткий промежуток времени. Ему придется посещать ее на протяжении нескольких лет.
При работе с репетитором, вы сможете назначать занятия на любое удобное для ребенка время
При занятиях с репетитором, вы можете назначить занятия на любое время, которое удобно вашему ребенку. Будь то 14:00. Или 18:00.
При обучении в музыкальной школе назначить свое время занятий невозможно. Учебное заведение самостоятельно составляет план работы.
Если у ребенка нестабильный график дня, то рекомендуем отдавать предпочтение занятиям с репетитором. Это будет намного эффективнее, чем водить чадо в музыкальную школу.
Минусы домашнего обучения с репетитором

Минусы обучения музыкальным инструментам с репетитором заключаются в следующем:
Музыкальная школа: а что потом?
Несколько слов о карьере музыканта
Учебный год уже начался, однако во многие музыкальные школы еще идет прием новых учеников. А значит, перед родителями вновь встает вопрос: нужна ли их ребенку учеба в музыкальной школе?
Что она ему даст? Чем сможет в будущем заниматься выпускник ДМШ, продолжив учиться музыке профессионально? А какие возможности даст в дальнейшем освоенная программа «музыкалки» тому, кто выберет другую профессию?
Сегодня мы поговорим о том, как может сложиться судьба тех, кто решил связать свою судьбу с музыкой.
Если муз. колледж и консерватория – не предмет мечты юного музыканта, но расставаться с музыкой не хочется, есть немало других вариантов.
Можно сделать музицирование своим хобби, и порой весьма серьезным
Например, выступать в самодеятельном оркестре – в таком, скажем, как прославленный оркестр народных инструментов ДК «Академия», много лет выступающий на достаточно серьезных площадках. Или как академические хоры НГТУ и НГУ, в которых поют и профессора, и научные сотрудники, и пенсионеры, и студенты… Подобных коллективов существует много, и участие в них действительно может стать серьезной частью жизни, с друзьями, репетициями, гастролями и праздниками…
» Можно и самим создать свой ансамбль, постепенно осваивая все больше площадок и приобретая поклонников – именно так начинался путь на большую сцену у многих известных музыкантов.
Начальное музыкальное образование очень помогает играть, петь, создавать новые произведения и аранжировать старые. Даже простой навык чтения нот и будет очень кстати! А перерастет ли именно у вас музицирование в основное дело жизни, позволит сделать артистическую карьеру или останется любимым занятием для души, заранее сказать трудно.
Можно сделать музыку профессией или ее частью
» И поверьте, умение разучить с классом песню, или аккомпанировать, при необходимости, танцующим детям из своей группы бывает иногда очень ценным!
Музыкальный работник в детском саду, учитель музыки в школе, руководитель школьного хора или ансамбля – тоже профессии по-прежнему необходимые и востребованные, хотя, конечно, оплачивается их труд обычно весьма скромно.
Однако образование, полученное в педагогическом институте, колледже, колледже культуры и искусства, конечно, дает сегодня больше возможностей, чем работать строго по специальности. Среди выпускников этих учебных заведений есть, например: частные учителя музыки; руководители самых разных музыкальных коллективов, от оркестра народных инструментов до рок-группы; звукорежиссеры и т. д.
«Чисто» музыкальное образование – что дальше?
Но, предположим, все серьезно! ДМШ окончена на круглые пятерки, вдобавок имеется стопочка лауреатских дипломов с конкурсов всех уровней, и выпускник «музыкалки» намерен продолжать обучение уже профессионально. Что его может ожидать в дальнейшем?
Парадокс, но, если спросить учащихся музыкального колледжа, кем они видят себя через несколько лет, только меньшинство ответит – «преподавателем ДМШ». В то время, как учат их в первую очередь именно этой профессии, и. работает большинство выпускников именно там! Видимо, в 16-18 лет ещё трудно представить себя учителем фортепиано или скрипки, хотя, на самом деле, это совершенно необыкновенная профессия – тут и творчество, и наставничество, и общение один на один!
Однако все же стоит перечислить несколько вариантов возможной карьеры выпускника муз. колледжа и консерватории, помимо пресловутой музыкальной школы:
Понятно, что этот ряд можно продолжать.
» Так, очень востребованной в последнее время стала работа педагога в сфере дополнительного образования – в вокальных студиях, различных «развивалках» для малышей, в центрах по работе с детьми с особенностями развития.
Есть среди выпускников консерватории, к примеру, завлит музыкального театра, завучи и директора музыкальных школ и колледжей; лекторы и журналисты-музыковеды; руководители частных развивающих музыкальных центров и. министры культуры!
Вообще, как и у представителей других профессий, у музыкантов есть большой диапазон возможностей, где они могут применить свои таланты умения. И такой же немалый разброс существует в их доходах. Однако, конечно, лишь единицы становятся звездами сцены или супервостребованными преподавателями, а уж постоянно много работать приходится абсолютно всем музыкантам – даже просто, чтобы поддерживать форму.
Поэтому тем, кто хочет, чтобы музыка стала делом его жизни, можно дать такой совет: «Да, идите и учитесь дальше! Но только в одном случае – если без музыки вы не можете жить».
Юлия Воронцова,
20.06.20,
обновлено 22.09.21
Музыкальная школа и частные уроки музыки. Что лучше выбрать?
Долгие годы занятий музыкой считаются престижным времяпровождением и большинство родителей, которые в детстве посещали музыкальную школу, стремятся к тому, чтобы и их ребёнок овладел игрой на каком-либо музыкальном инструменте. Они часто задаются вопросом, чему отдать предпочтение: музыкальной школе и частным урокам музыки. Принять правильное решение, где лучше заниматься ребенку и какая методика образования обучения даст возможность легко овладеть музыкальным искусством, поможет сравнительная характеристика двух видов занятий – в музыкальной школе и у частного преподавателя.
Брать частные уроки музыки удобно, в первую очередь, взрослым, детям до 6-ти лет и ученикам с проблемами и отклонениями развития. Педагог может построить для них индивидуальную программу, которая предоставит ощущение свободы обучения. Расписание составляется по гибкому графику в зависимости от возраста обучаемого: для взрослых, работающих и детей, не посещающих учебные заведения, уроки проводятся по утрам, а для всех остальных категорий подойдут занятия вечером. На уроках отсутствует конкуренция между учениками, так как для таких категорий людей она будет наносить вред обучению.
Учитывая то, что ученики лучше концентрируются в незнакомой обстановке, занятия лучше проводить у преподавателя дома, исключением может быть тот случай, когда ребёнок не может самостоятельно передвигаться. Единственный минус подобного образования – ученики могут не серьезно относиться к выполнению домашнего задания, так как для них предоставлено полное ощущение свободы обучения, поэтому они могут пропускать уроки, медлить с оплатой занятий и не строить никаких четких планов для развития себя, как музыкантов.
Музыкальная школа, напротив, делает упор на соблюдение дисциплины и академическое образование. Дети в школе изучают сольфеджио, читают музыкальную литературу, проходят курс фортепиано, пения в ансамбле и хоре. Кроме этого, у учеников есть возможность регулярно выступать, а при высоком профессиональном мастерстве принимать участие в музыкальных конкурсах и фестивалях. Среди профессионалов принято сравнивать свой уровень мастерства, поэтому дети всегда будут держать друг друга в тонусе, что очень важно для этого возраста (10-18 лет). Хорошие музыкальные школы выдают музыкальные инструменты особо одаренным ребятам.
Промежуточный вариант между музыкальной школой и частными уроками, это вариант, при котором педагогу удаётся организовать занятия в атмосфере, схожей с музыкальной школой. Если сравнивать цены на обучение, то индивидуальные уроки у педагога всегда стоят дороже, чем занятия в музыкальной школе, которая даёт ребенку более обширные знания. Индивидуальные занятия и частную практику предпочитают профессиональные музыканты, которые уже сделали себе имя в музыкальном училище, школе или даже консерватории. За границей, как это ни странно, брать уроки у педагога намного дешевле, чем обучаться в специализированной школе.