что лучше материализм или идеализм
Разница между материализмом и идеализмом
Материализм и идеализм в философии противопоставляются друг другу. Существование этих направлений основано на разном понимании соотношения материи и сознания. Узнаем, что именно выдвигается на первый план в каждом случае и чем отличается материализм от идеализма.
Определение
Материализм – направление, провозглашающее первоисточником всего существующего материю. Она признается независимой, неуничтожимой, вечной. Идеальные явления, согласно теории, считаются продуктами взаимодействия материальных субстанций.
Идеализм – направление, постулирующее главенство духовного. Материальному в данном случае приписывается вторичная роль. Оно ставится в зависимость от идеального. Идеализм сродни догмам религии, согласно которым мир имеет временные и пространственные границы и сотворен Богом.
Сравнение
Рассмотрим подробней, в чем состоит отличие материализма от идеализма. Обратимся к материалистическим утверждениям. Их суть сводится к тому, что мир и объекты в нем – это независимая реальность, существующая по собственным законам. Первичность материального выступает как непреложная истина. Мозг человека при этом называется высокоорганизованной материей, а сознание, в котором возникают различные идеи, – производным мозга.
Мир, по мнению материалистов, доступен для его изучения и освоения человеком. Знания о нем являются достоверными, подтвержденными практикой. Наука, с точки зрения материализма, имеет неоценимое значение. Ее достижения решающим образом влияют на успех человеческой деятельности и жизни в целом.
Идеалисты убеждены, что реальность подчинена духовному. Однако приверженцы идеалистического направления не пришли к единой позиции относительно того, какой является эта реальность. Разногласия в решении вопроса привели к формированию двух течений идеализма. Представители одного из них – субъективные идеалисты. Они полагают, что независимой от сознания субъекта реальности не существует. Каждый воспринимает все окружающее по-своему, и, следовательно, облик мира не является одинаковым для всех людей.
Представители другого течения называют себя объективными идеалистами. Они признают существование реальности как таковой, обладающей своими характеристиками и не зависящей от восприятия отдельных людей. Но первоосновой всего эти философы видят высшее духовное начало, некую могущественную силу, мировой разум.
Если говорить в общем о том, в чем разница между материализмом и идеализмом, то в первую очередь следует отметить, что в этих направлениях материи и сознанию отводятся противоположные роли. Однако существует и концепция, согласно которой неправильно называть первичным что-то одно. В таком случае предполагается равноправие духа и материи. Впрочем, это тема уже другого разговора.
Новое в блогах
Материализм или Идеализм?
Материализм и идеализм – дихотомичное и упрощённо е разделение направлений в философии. Не следует эти термины путать с их обыденным словоупотреблением, когда материалистом называют человека, стремящегося к материальным благам и чувственным утехам, а идеалистом – утонченного сторонника высоких идеалов. Такое понимание выразил художник Ге, в картине которого толстый розовощёкий материалист вгрызается в кусок окорока, а хилый идеалист возводит очи и перст к небу, готовый выть на Луну в тоске по Абсолюту.
А как же сегодня обстоит дело в философии?
Современный материализм, который иногда называют научным реализмом, признаёт существование потенциальной и актуальной реальности. Других реальностей не бывает. Сакраментальный школьный вопрос «Что первично, дух или материя» мог бы иметь смысл, если бы были две отдельные «субстанции». Но их нет, реальность одна, она включает в себя и нас с вами.
Потенциальная реальность – это информационно неисчерпаемое поле возможностей для актуализирующегося, действующего в процессе эволюции субъекта познания. Представления и знания возникают в результате взаимодействия познающего субъекта, обладающего определёнными биофизическими и социокультурными характеристиками с окружающеё средой, в которую он по счастливой случайности «встроен» эволюцией Вселенной. Познающий субъект со своими биологическими и физиологическими свойствами, с мышлением, рассудком и разумом, с искусственными сооружениями и носителями информации, со всей своей духовностью, мистикой и фантазиями тоже бытийствует, принадлежит реальности. В процессе деятельности субъект познания создаёт образы реальности, превращая таинственный мир из «вещи-в-себе» в актуализированную реальность, но образы реальности этим не выводятся за сферу реальности.
Фактически мы имеем дело только с актуализованной реальностью, с «вещью-для-нас», поскольку мы всегда ограничены нашим способом взаимодействия со средой обитания и выйти за пределы собственного познания мы не можем, как бы не старались. На нас воздействует и всегда будет неведомыми путями воздействовать потенциальная реальность, как то, что лежит за пределами наших знаний, но в том же единственном мире, который существует и в котором мы живём. Наши знания всегда ограничены, неизведанное всегда безгранично и остаётся неисчерпаемым источником новых знаний. Но это не даёт нам право населять каждое белое пятно науки «потусторонними» силами, населять неизведанное персонажами наших сказок, мифов и фантазий. Неизведанное – это объект исследований, а сказки – это заведомо вымышленное в тех или иных целях, иногда весьма неблаговидных.
Идеализм в марксистской традиции подразделяли на объективный и субъективный. Думаю, в философии последовательными идеалистами можно назвать лишь сторонников объективного идеализма, которые полагают, что в основе мира лежат некие нетленные идеи в качестве самостоятельной и первичной субстанции (Платон) и что всё сущее порождает Абсолютный Дух, невыразимый Абсолют. Идеализм возник задолго до нашей эры, с развитием науки и философии в своей простейшей форме он давно умер, (Впрочем, как и наивный созерцательный материализм). Но его сторонники ещё встречаются. Они могут говорить о трансцендентном (находящимся за пределами человеческих возможностей, потустороннем, непостижимом) «не опускаясь», а вернее не поднимаясь до уровня хотя-бы минимального конкретного и современного знания в какой-либо области науки и осознания собственных познавательных возможностей.
Рьяные «идеалисты» договариваются до отрицания существования материализма и всей истории происхождения человека естественным образом, кидаются в креационизм, в слепую средневековую веру. Они считают, (или делают вид в конъюнктурных приспособленческих целях что считают) науку и логику враждебными философии, думая, что таким образом укрепляют веру в потусторонний мир. И действительно, поскольку атеизм связан с наукой и научным материализмом, то последние становятся опасными и нежелательными для невежественного, но демагогичного фанатика. Однако грамотные (но не менее хитрые) богословы уже поняли, что в наше время попытки отвергать науку и материализм не вызовут симпатий, приутихли, и предложили новые способы защиты религии.
Но что же такое идеальное? Это образы и представления, которыми оперирует наш мозг, носителем которых является сложнейшие квантово-механические процессы. Деятельность мозга связана не только с состоянием человеческого организма, но и встроена в социальные структуры. Детям свойственно интуитивное, берущее своё начало с первобытных времён представление о принципиальном различии между материальным и духовным, например между телом и душой, мозгом и сознанием. В философии это называют дуализмом. Интересно: дети знают, что мозг нужен для решения задачек, но отказываются верить, что мозг нужен и для игры в прятки! Когда дошкольников спросили, что будет, если мозг мальчика пересадить поросенку, они отвечали, что получится очень умный поросенок, но все желания у него останутся поросячьими! :-))
Об этом см. в следующей статье.
[1] Митрополит Сурожский Антоний. Беседы о вере и церкви. М., 1991. С.13.
Материализм и идеализм в философии
Философия – неоднозначная наука, в которой один и тот же вопрос может иметь различные интерпретации, теории и учения. Но основным предметом спора философов разных школ является вопрос о том, что первично: материя или идея.
В связи с этим в системе философских учений выделяют два направления – материализм и идеализм. В чем различие этих течений читайте в этой статье.
Впервые два направления описал в своих работах немецкий философ Ф. Шлегель. Материализм утверждает первичность материи, принимает ее как изначальное, то из чего происходит все остальное, в том числе и мир, и сознание человека.
Материалисты считают, что сознание является продуктом материи, оно отражает внешний окружающий мир, который в свою очередь является вечным, а также бесконечным во времени и пространстве.
Познавание окружающего мира, по мнению материалистов, происходит через наши знания о нем, через реальный опыт и практику взаимодействия с ним. Знания о мире, полученные в процессе его познавания, являются достоверными и эффективными в дальнейшей деятельности человека. Идеализм является полной противоположностью материализма и утверждает первичность идеи, духа, сознания, при котором все материальное есть лишь продуктом духовного. Идеалисты рассматривают мир как нечто конечное, ограниченное во времени и пространстве, сотворенное богом. Познавание окружающего мира в идеологическом направлении не однозначно.
Существует две точки зрения в этом вопросе – объективная и субъективная. Объективный идеализм окружающий мир идей считают независимым от материи и сознания человека. Познание такого мира невозможно для человека. Субъективный идеализм, который был тесно связан с мистикой и религией, признавал возможность познания мира, но при этом связывал ее с волей бога и другими потусторонними силами.
Идеализм получил сильную поддержку со стороны религии, а общество приняло его идею в связи с недостаточным развитием науки и незаинтересованностью в научных исследованиях. Так как некоторые явления в природе было сложно объяснить логически, то проще было принять это как нечто неосязаемое, сотворенное богом. Но с развитием науки и увеличением интереса к познанию сути вещей более популярным становился материализм. Последователями этого течения были, как правило, высокообразованные люди, заинтересованные в правильности познания окружающего мира и становлении власти над природой, такие как Гераклит, Ф. Бэкон, К. Маркс, Т. Гоббс и Д. Локк. Идеализм поддерживали такие философы как Платон и Аристотель, Ф. Гегель, И. Кант и Д. Беркли.
Вопрос о том, что первично материя или идея остается нерешенным и в современной философии, что позволяет специалистам продолжить работу над теориями философского материализма и идеализма.
Марксистский ликбез №25. Материализм или идеализм?
Понимание важности философии в марксизме пришло не сразу. Я естественно не отрицал, что философия нужна, но не придавал ей первостепенного значения. Однако именно дискуссии на ресурсе показали всю важность и первостепенность философии не только в марксизме, но и в повседневности. Например, пытаясь объяснить оппоненту суть какого-то явления или процесса, наталкиваешься на непонимание и отрицание твоих доводов по причине того, что оппонент форму этого явления принимает за его сущность. И анализируя форму, он не видит более глубоких причин этого явления. Поэтому я решил написать ряд ликбезов по философии марксизма. Как и во всех ликбезах, я буду излагать самые общие положения и понятия максимально доступным языком, рассчитанным на широкий круг читателей.
Многие уже знают, что основой марксистского мировоззрения, философским фундаментом марксизма является диалектический материализм. Сегодня я расскажу об одной из составляющих диалектического материализма – самом материализме. Для более полного понимания сути материализма представлю его в сравнении с идеализмом.
У всякого человека складывается определённое мировоззрение, но, как правило, оно не цельно и противоречиво, поскольку складывается стихийно, не системно и состоит из противоречивых взглядов и представлений об окружающем мире. Не редко человек при оценке явлений и событий одновременно придерживается различных взглядов на мир: и материалистических, и идеалистических. В результате он получает набор взглядов, которые, при критическом анализе, противоречат друг другу. Поэтому цельного, завершённого мировоззрения у него не получается.
Итак, начнём. Материалисты признают первичным окружающий нас мир, который существует независимо от сознания. Окружающая нас природа и протекающие в ней процессы существуют в реальности. Материалисты объясняют окружающий мир исходя из него самого, т.е. сознание лишь отражает объективно существующий мир. Таким образом, материя первична, а сознание вторично. Что из этого следует? Из этого следует, что различные явления и процессы окружающего мира, законы природы, взаимосвязи между явлениями, существуют объективно, не зависимо от сознания. Они не продукт сознания, сознание их не создаёт, а лишь фиксирует и отражает. Это приводит нас к положению о познаваемости окружающего нас мира.
Идеалисты напротив, считают первичным сознание, мышление, которое не зависит от природы и первично по отношению к ней. Они утверждают, что сознание создаёт окружающую действительность. Есть разные направления идеализма. Субъективные идеалисты отрицают существование объективной реальности вне нашего сознания, а значит, не существует ни объективных закономерности явлений, ни законов природы, ни связи между явлениями. Они считают предметы и явления совокупностью ощущений, мыслей и идей. Объективные идеалисты так же считают первичным дух или идею, но вне человека и независимо от него. Это так называемый «всемирный разум», «абсолютная идея» и прочее. Понятно, что это лишь иное название для бога. Я не буду рассматривать объективный идеализм, поскольку утверждением «на всё воля божья» можно объяснить абсолютно всё.
Вроде бы пока всё понятно и однозначно. Уверен, подавляющее большинство, прочитав эти краткие характеристики двух противоположных взглядов на мир, причислит себя к материалистам. Идеализм выглядит каким-то ущербным и мракобесным. Это же надо додуматься до того, что бы отрицать существование окружающего мира. Но не спешите с выводами. Самое интересное начнётся при приложении этих взглядов к практическим вопросам.
Рассмотрим на примерах различие между материализмом и идеализмом. Начнём с простейшего. Вот вы, читая этот текст, находитесь в помещении, сидите на стуле за компьютером, смотрите в монитор. Материалист скажет, что помещение, компьютер, монитор, стул это реально существующая материя, а в нашей голове она лишь проецируются, превращаясь в определённые образы и мысли. Идеалист ответит, что никакого стула, монитора или компьютера не существует, а есть лишь образы в нашей голове. Очень многие в этом примере останутся на позициях материализма и согласятся с утверждением, что материя первична, а сознание вторично. Но не будем на этом ставить точку. Мы рассмотрели лишь простую форму материи.
Усложним вопрос и возьмём более сложную форму материи – человеческое общество. Чем объясняются социальные проблемы в капиталистическом обществе? Материалисты скажут, что эти проблемы вызваны экономической структурой общества, они являются следствием тех экономических отношений, которые бытуют в обществе. Идеалисты ответят, что проблемы вызваны духовной жизнью людей, их заблуждениями или пороками. Люди пьянствуют, плохо учились в школе, тупые, ленивые, не рачительные вот и живут плохо. Все вы не раз слышали выражение «что бы изменить мир, нужно сначала изменить себя» или подобные. Это классический пример идеалистического взгляда на мир. Особенно им страдают люди, добившиеся определённого успеха. Они склонны считать, что это именно благодаря их талантам и неординарности, а не благодаря определённому стечению обстоятельств, принадлежности к конкретному классу или прослойке общества, определённому достатку родителей, позволившему дать хорошее образование, протекции знакомых или родственников и т.д. они добились успеха. И вот уже ситуация меняется, чаши весов качнулись в сторону идеализма. Часть людей, считающих себя материалистами в первом случае, вдруг становится на позиции идеализма.
Небольшое отступление. Нельзя утверждать, что от человека совсем ничего не зависит. Отдельные люди могут добиваться определённых результатов вопреки обстоятельствам, т.е. вопреки бытующим общественным отношениям, но это исключение. Если брать большие группы людей (сословия, касты, прослойки, классы), то их положение определяется, в конечном счёте, экономической структурой общества. Подробнее об этом будет в другом ликбезе.
Идём дальше. Усложним вопрос ещё больше и рассмотрим сложную материю в движении. Рассмотрим человеческое общество в процессе своего развития. Что лежит в основе исторического изменения общества? Материалисты скажут, изменение способа производства, приводящее к изменению материальных условий жизни. Идеалист скажет, что поступки отдельных личностей или групп людей, их действия и решения. Цари, короли, президенты, парламенты, партии принимают законы, выигрывают или проигрывают войны, приобретают или теряют территории, ведут успешную или не успешную экономическую политику и тем самым изменяют общество в исторической перспективе. Вот так объясняют исторический процесс идеалисты. И вот уже произошло невероятное, большинство материалистов становятся идеалистами!
На первый взгляд всё логично, именно так и меняется история. Но ведь это означает, что, в конечном счёте, за любыми поступками, решениями и действиями отдельных личностей или групп людей стоят идеи, мысли, теории. Именно мысли, идеи, теории, порождённые сознанием, и меняют объективную реальность, управляют этой реальностью, рождают новую реальность, создают новые взаимосвязи между явлениями, упраздняют старые законы и создают новые. Таким образом, выходит, что сознание первично, а материя вторична. Стоп! Что же это получается. Мы как рассматривали материю или природу в первом примере, так и рассматриваем её в этом примере. Это всё та же материя, только более сложно организованная и в движении. Человек – это материя, человеческое общество – это материя. Так почему же большинство вдруг из материалистов стало идеалистами? Почему для большинства сознание стало управлять материей, стало создавать материю?
Дело в том, что для рассмотрения сложных процессов и явлений недостаточно логичных рассуждений, жизненного опыта или так называемого здравого смысла. Нужны глубокие и всесторонние знания. Без них увидеть глубинные причины явлений, определяющие мысли и поступки людей, заставляющие царей, королей, президентов, парламенты действовать именно так, а не иначе, невозможно. А значит невозможно оставаться последовательным материалистом. А без этого нельзя получить цельное и непротиворечивое мировоззрение.
Если одни явления объяснять с материалистических позиций, а другие – с идеалистических, познать окружающий мир во всей его полноте невозможно. Поэтому, если в третьем примере вы считаете, что именно решения и действия личностей меняют историю, то для получения цельного мировоззрения в первом примере вам необходимо признать, что ни помещения, ни стула, ни компьютера не существует в реальности это лишь образы в сознании. В этом случае ваше мировоззрение будет ошибочно, но зато цельно и последовательно.
В завершение хочу отметить ещё пару моментов.
1. Передовой и революционный класс брал на вооружение материалистическое мировоззрение в борьбе с отживающими и реакционными классами, которые исповедовали идеализм. Так поступала буржуазия, свергая феодальную аристократию, так поступал и пролетариат, свергаю уже саму буржуазию. Материализм всегда был революционным и прогрессивным мировоззрением. Однако по мере укрепления власти буржуазии она отказывалась от материализма и начинала навязывать обществу идеалистические воззрения. В эпоху империализма крупный капитал порождает самые мерзкие, антигуманные и реакционные идеалистические концепции. К ним относится, например, неомальтузианство, различные направления социал-дарвинизма или разнообразные теории, приравнивающие человека к животному и доказывающие господство животного начала в человеке.
2. Любые общества или организации, исповедующие идеалистическое мировоззрение, в своей политической борьбе рано или поздно приходят к практике индивидуального террора. Это логичная эволюция таких организаций. Если исходить из идеалистического представления о примате сознания над материей, о превалирующем влиянии личности с её идеями, решениями и действиями на общественное развитие, то для устранения негативных последствий такого влияния нужно устранить такую личность. Устранив человека, негативно влияющего на общественное бытие, идеалисты убеждены, что другая личность ситуацию изменит в лучшую сторону. Такими были бланкисты, анархисты и народники. Однако такая позиция характерна и для современности. Все эти дискуссии за или против Путина это и есть идеализм. Многие убеждены, что лишь сохранение Путина даст процветание, другие считают, что его нахождение у власти – путь к деградации. И только материалисты представляют как обстоит ситуация в реальности.
24 Материализм и идеализм
Материализм и идеализм в философии
История материализма
Развитие материализма прослеживается в истории мировой философской мысли от её возникновения и до сегодняшнего дня. Материалистические идеи нашли отражение и в истории восточной философии (Китай, Корея, Япония, Индия).
В античности еще Фалес Милетский считал, что все возникает из воды и в неё превращается. Анаксимен полагал, что все возникает из воздуха. Гераклит считал, что все возникает из огня. Наиболее последовательно проводили материалистическую линию Левкипп, Демокрит, Эпикур и Лукреций Кар. Для античного материализма, особенно для Эпикура, характерен упор на личное самосовершенствование человека: освобождение его от страха перед богами, от всех страстей и приобретение способности быть счастливым в любых обстоятельствах. По мнению некоторых исследователей глубокие исторические корни имеет материалистическая традиция в Китае. Видным представителем этой традиции считается философ Ван Чун.
В современном смысле материализм зарождается начиная с работ Томаса Гоббса. Бурного расцвета материализм достигает в эпоху французского Просвещения (Ж. Ламетри, П. Гольбах, Д. Дидро), но он в этот период остаётся механистическим и редукционистским (то есть склонён отрицать специфику сложного, сводя его к простому). Английскую материалистическую мысль в это время представляют такие мыслители как Джон Толанд, Антони Коллинз, Давид Гартли и Джозеф Пристли. Определяющее влияние на европейскую философию материализм приобретает в XIX веке (К. Маркс, Ф. Энгельс, Л. А. Фейербах, Д. Ф. Штраус, Я. Молешотт, К. Фогт, Л. Бюхнер, Э. Геккель, Е. Дюринг).
Соединение гегелевской диалектики и материализма началось почти одновременно в России (А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский и другие) и в Западной Европе (Маркс, Энгельс). Диалектический материализм Маркса и Энгельса, в отличие от всех остальных видов материализма, не сводит материю только к веществу. Материя охватывает и физические поля, и происходящие процессы. С учётом накопленных естествознанием знаний, Ленин дал новое определение: материя — это «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (Ленин В. И. Полное собрание сочинений, том 18, стр. 131).
Исторический материализм. Долгое время считалось, что ход истории обусловлен лишь субъективной волей и поступками руководителей и не имеет отдельной самостоятельной объективной направленности. Гегель в своей работе «Философия истории» предположил, что в основе исторического процесса лежит саморазвивающееся идеальное начало, высшая идея, которая становится объективной необходимостью для всех остальных. Исторический материализм окончательно отбросил опору на идеализм. Маркс считал, что причиной и движущей силой исторического развития являются внутренние противоречия в производственной сфере, которые с развитием общества приобретают форму классовой борьбы. Эта причина объективна и, фактически, не зависит от конкретных людей, участвующих в исторических процессах. Естественнонаучный материализм. Как особый вид материализма выделяют естественнонаучный материализм, получивший распространение в естествознании XIX—XX вв.
Влиятельные современные теории
В XX веке в западной философии материализм развивался в основном как механистический, но у ряда западных философов-материалистов сохранялся и интерес к диалектике.
В отличие от античного материализма, материализм сейчас уделяет много внимания духовному развитию человека.
К материализму часто относят натурализм, поскольку он не отводит человеку особого места в природе; эмпиризм, который расценивает как реальное только то, что может быть воспринято посредством естественно-научных методов; неопозитивизм, с самого начала отклоняющий объяснение духовно-душевной сущности дел. Однако позитивизм и неопозитивизм материализмом всё же назвать нельзя, потому что он отвергает саму постановку вопроса о самостоятельном существовании какого-либо бытия вне познающего мышления; считает возможным только анализ ощущений и систематизирующего их языка. Отчасти материалистична также философия Б. Рассела и его школы: хотя Рассел и отрицает понятие субстанции, мышление он считает классом событий в мозгу человека.
Материализм конца XX и начала XXI века представлен философским направлением «онтологической философии», лидером которого является американский философ Барри Смит. Философский материализм именно потому можно назвать самостоятельным направлением философии, что он разрешает ряд проблем, постановка которых исключена другими направлениями философского познания, см.Метод познания современного философского материализма
Еще одной в принципе продолжающей и в какой-то мере расширяющей материалистическое представление концепцией можно назвать принцип «Семантического экстернализма», в котором содержание высказывания объясняется как «внешне обусловленное».
Материализм в философии эпохи Просвещения.
Философия просвещения относится к XVIII в. Наибольший расцвет получила во Франции. Это была предреволюционная Франция. Крупнейшими представителями французского просвещени были Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах и др. просветители подвергли критике тогдашний политический и социальный строй. Они выступали против абсолютизма и против феодализма. Поэтому их идеология была антифеодальной. Обществом, считали они, правит мнение, поэтому надо изменить духовную культуру, надо с позиций разума, здравого рассудка, сделать переоценку всех ценностей. Для достижения этой цели они писали труды и их распространяли. Они организовали издание энциклопедии. Главным редактором был Дидро, заместителем был математик Даламбер. Поэтому просветителей называли энциклопедистами.
ИДЕАЛИЗМ
(франц. idealisme, от греч. idea – идея)
в широком смысле слова всякое мировоззрение или образ жизни, определяемые подлинными идеалами и их практическими следствиями, особенно в виде неэгоистических, самоотверженных поступков (практический идеал); противоположность – материализм. В метафизическом смысле идеализм – это воззрение, определяющее объективно действительное как идею, дух, разум, рассматривающее даже материю как форму проявления духа, причем склоняющееся больше или на сторону идеи – объективный идеализм (Платон, Шеллинг, Гегель), или на сторону разума – субъективный идеализм (Декарт, Мальбранш, Фихте). В теоретико-познавательном смысле идеализм – это точка зрения, рассматривающая вещи как комплексы представлений, признающая бытие лишь как осознанное бытие (сознание), которое тождественно процессу восприятия – esse est percipi (Лейбниц, Беркли, Шопенгауэр); см. Неоидеализм, Немецкий идеализм; противоположность – реализм. «Магическим идеализмом» называют картину мира: 1) романтизма, 2) первобытного человека, поскольку идея, представление мыслятся как чудодейственный фактор.
Идеализм – общее обозначение филос. учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, нроизводно, зависимо, обусловленно. И. противостоит материализму в решении основного вопроса-философии — об отношении бытия и мышления, духовного и материального как в сфере существования, так и Б сфере познания. Хотя И. возник более двух с поло-виной тысячелетий назад, термин, как обозначение одного из двух лагерей, борющихся в философии, появился лишь в нач. 18 в.
В филос. смысле И. в этич. области означает отрицание обусловленности морального сознания обществ. бытием и признание его первичности.
При всём фундаментальном единстве идеалистич. лагеря в решении осн. вопроса философии внутри этого лагеря следует различать две его гл. формы: объек-тивньй и И субъективный. Для первого характерно признание духовного первоначала вне и независимо от сознания, для второго неприемлемо допущение какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания. История, прообраз объективного И. можно усмотреть уже в религиозно-художеств. построениях др.инд. упанишад (материальный мир — покрывало майи, за которым скрывается истинная реальность божеств. первоначала — брахмана). В концептуальной форме объективный И. получил первое законченное выражение в философии Платона. В c.-век. философии его представлял схоластич. реализм, в новое время крупнейшие мыслители — Лейбниц, Шеллинг, Гегель. Субъективный идеализм получил наиболее яркое выражение в учениях англ. идеалистов 18 в. Беркли и Юма.
Наличие двух гл. форм И. не исчерпывает многообразия различных вариантов идеалистич. филос. систем. В пределах этих двух форм в истории философии существовали их вариации, определяемые тем, как понимается духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм) или мировая воля (волюнтаризм), как единая духовная субстанция (идеалистич. монизм) или множество духовных первоэлементов (монадология), как разумное логически постигаемое начало (идеалистич. рационализм), как чувств. многообразие ощущений (идеалистич. эмпиризм, сенсуализм, феноменализм) или как незакономерное, алогичное «свободное» начало, не могущее быть объектом науч. понимания (иррационализм).
Поскольку идеалистич. или материалистич. решения осн. вопроса философии являются взаимоисключающими, истинным может быть лишь одно из них. Таковым является материалистич. решение, что подтверждается историей науки и развитием обществ. практики. Однако И. существует на протяжении тысячелетий и имеет) свои глубокие социальные и гносеологич. корни. Исто-рич. истоками И. являются присущий мышлению первобытного человека антропоморфизм, одушевление всего окружающего мира и рассмотрение его движущих сил по образу и подобию человеч. поступков как обусловленных сознанием и волей. В дальнейшем гносеологич. истоком И. становится сама способность абстрактного мышления. Возможность И. дана уже в первой элементарной абстракции. Образование общих понятий и возрастающая степень абстрагирования — необходимые моменты прогресса теоретич. мышления. Однако превратное пользование абстракцией влечёт за собой гипостазирование отвлечённых мышлением свойств, отношений, действий реальных вещей в отрыве от их конкретных материальных носителей и приписывание этим продуктам абстракции самостоят. существования. Сознание, мышление, величина, форма, добро, красота, мыслимые вне и независимо от материальных предметов и существ. которые ими обладают, равно как и растение «вообще» или человек «вообще», принимаемые за сущности, или идеи, воплощаемые в вещах,— таков тот ложный ход абстрактного мышления, который ведёт к И. «Прямолинейность и односторонность, деревян-ность и окостенелость, субъективизм и субъективная слепота voila (вот — Ред.) гносеологические корни идеализма» (Ленин В. И., ПСС, т. 29, с. 322). Эти гносеологич. корни И. закрепляются в силу определ. социальных факторов, берущих начало в отделении умств. труда от физического, при котором «. сознание и состояния эдгансипироваться от мира. » (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.. т. 3, с. 30). С формированием рабовладельч. общества И. становится естеств.-историч. формой сознания господствующих классов. По своему происхождению и на всех ступенях развития И. тесно связан с религией. По сути дела И. возник как концептуальное выражение религ. миросозерцания и в последующие эпохи служил, как правило, филос. оправданием и обоснованием религ. веры.
В самых различных видах на разных этапах истории И. по-своему выражал эволюцию форм обществ. сознания в соответствии с характером сменяющихся социальных формаций и новым уровнем развития науки. Осн. формы И., получившие дальнейшее развитие в истории философии, возникли в Др. Греции. Своего наивысшего расцвета филос. И. достиг в нем. классич. философии (кон. 18 — 1-я пол. 19 в.), обосновавшей и развившей новую историч. форму рационализма — идеалистич. диалектику. С переходом капитализма в империалистич. стадию доминирующей чертой идеалистич. философии становится поворот к иррационализму в его различных версиях. В совр. эпоху господствующими в бурж. философии идеалистич. течениями являются неопозитивизм, экзистенциализм, феноменология, неотомизм.
Совр. философы-идеалисты редко признают свою принадлежность к идеалистич. лагерю. Господствующая в совр. идеалистич. философии классификация филос. учений чаще всего основывается не на противопоставлении материализма И., а на противопоставлении И. реализму. Так, неотомисты, называя своё учение «реализмом», отличают его и от материализма, и от субъективного И. Другие идеалистич. течения претендуют на преодоление обоих противоборствующих направлений при помощи разного рода двусмысленных терминов («нейтральный монизм», «элементы» и др.). Но по существу все подобные истолкования носят дезориентирующий характер, и все ведущие течения совр. бурж. философии фактически являются различными видами И.