что лучше коммерция или логистика
Каждый предприниматель, задумывающийся о повышении эффективности своего бизнеса, обращается к имеющимся для этой цели инструментам, которых по большому счёту всего два: маркетинг и логистика.
Для того чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к классике экономической теории. Помните формулу Маркса для капитала в одноимённой книге? «Деньги-товар-деньги». Вкладывая в маркетинг или логистику деньги, бизнесмен желает получить с этого вложения бОльшие деньги. Но так как это инструменты, то сами по себе они денег не принесут, они лишь могут помочь делать более эффективно то, что делают все предприниматели — извлекать прибыль. Таким образом, их эффективность можно оценить по простым критериям: насколько больше прибыли они позволяют извлечь при равных затратах или насколько меньше затрат они требуют при равном увеличении прибыли.
Теперь давайте вспомним, что такое прибыль. Это разность выручки и затрат:
Прибыль = Выручка — Затраты (1)
Выручка равна сумме произведений цен товаров на объёмы продаж. Для простоты рассмотрим бизнес по продаже одного товара:
Выручка = Цена * Объём продаж (2)
Затраты складываются из постоянных и переменных. Постоянные затраты не зависят от объёмов производства. Это, например, аренда помещений под офис, склад, зарплаты, расходные материалы для оргтехники, оформление лицензий, сертификатов Переменные затраты можно выразить формулой:
Переменные затраты = Себестоимость * Объём производства (3)
Для нормального бизнеса характерны два условия: объём производства должен быть приблизительно равен объёму продаж, а постоянные затраты должны быть значительно меньше переменных.
* Если бизнес посреднический, всюду в статье заменяем слово «производства» на «закупок».
Действительно, если объём производства значительно превышает объём продаж, бизнес «накрывается медным тазом». Склады заполняются непроданной продукцией, вложенные в них деньги «зависают», а кредиты возвращать надо… Если объём продаж превышает объём производства, то на такую ситуацию с недоумением смотрят два видных учёных 18-го столетия: Ломоносов и Лавуазье. По поводу соотношения переменных затрат и постоянных всё просто: чем оно выше, тем бизнес устойчивей. Ведь переменные затраты связаны с доходами, а постоянные — нет. Доходы снижаются — снижается это соотношение и повышается риск убытков.
Теперь давайте рассмотрим простой пример. Пусть у нас выручка 100 единиц, а затраты 99. Таким образом, прибыль составляет 1 единицу. Пусть из 99 единиц затрат 90 составляют переменные затраты, а 9 — постоянные. Это нормальное для бизнеса соотношение. Поставим задачу удвоить прибыль: вместо 1 единицы получить 2. Это можно сделать как средствами маркетинга, так и средствами логистики.
Маркетинг позволяет нам увеличить объём продаж. Итак смотрим формулы (1), (2) и (3):
Было: Прибыль = Цена * Объём продаж — Себестоимость * Объём производства — Постоянные затраты
Если мы увеличиваем объём продаж, на столько же увеличивается объём производства.
Стало: Прибыль * 2 = Цена * Увеличенный объём продаж — Себестоимость * Увеличенный объём производства — Постоянные затраты
Приравняем объём производства и объем продаж и обозначим их буквой Q. Увеличенный объём обозначим буквой Q*.
Q = (Прибыль+Постоянные Затраты)/(Цена — Себестоимость)
Q* = (Прибыль*2+Постоянные Затраты)/(Цена — Себестоимость)
Тогда Q*/Q = (Прибыль*2+Постоянные Затраты)/(Прибыль+Постоянные Затраты) = (2+9)/(1+9) = 1,1
В нашем примере получается, что удвоение прибыли достигается повышением объёма продаж на 10%.
Логистика нам позволяет снизить себестоимость продукта.
Было: Прибыль = Цена * Объём продаж — Прежняя себестоимость * Объём производства — Постоянные затраты
Стало: Прибыль * 2 = Цена * Объём продаж — Сниженная себестоимость * Объём производства — Постоянные затраты
Прежняя себестоимость = (Прибыль+Постоянные Затраты-Цена*Объём продаж)/Объём производства
Сниженная себестоимость = (Прибыль*2+Постоянные Затраты-Цена*Объём продаж)/Объём производства
Тогда их отношение равно:
(Прибыль+Постоянные Затраты-Цена*Объём продаж)/(Прибыль*2+Постоянные Затраты-Цена*Объём продаж) =
Получается, что удвоение прибыли достигается снижением себестоимости примерно на 1%.
Итак, одна и та же цель — удвоение прибыли — методами маркетинга достигается повышением объёма продаж на 10%, а методами логистики достигается снижением себестоимости на 1%. Получается, что логистика на порядок эффективнее маркетинга. Как видно из приведённых рассуждений, это связано с соотношением постоянных и переменных затрат.
В условиях ограниченности ресурсов предпочтение следует отдавать логистике. Но здесь следует понимать, что снижать себестоимость можно до некоторого предела. Если все возможности для этого исчерпаны, наш бизнес логистически оптимален, то поставленную задачу можно решить только методами маркетинга.
Логист — работа мечты или хорошо оплачиваема каторга?
Логист — работа мечты или хорошо оплачиваема каторга?
Логист — работа мечты или хорошо оплачиваема каторга?
Работа в транспортной сфере является хорошо оплачиваемой и достаточно стабильной. Логистика предлагает множество вакансий: от грузчика и водителя до начальника отдела и директора. Наиболее популярной среди молодых людей, которые не горят желанием «крутить баранку» или переставлять с места на место поддоны, является должность специалиста по логистике. Казалось бы, работка не пыльная: в офисе, хорошо оплачиваемая и с перспективой карьерного роста.
Однако, все ли так радужно на самом деле?
Логист — работа мечты или хорошо оплачиваема каторга?
Работа в транспортной сфере является хорошо оплачиваемой и достаточно стабильной. Логистика предлагает множество вакансий: от грузчика и водителя до начальника отдела и директора. Наиболее популярной среди молодых людей, которые не горят желанием «крутить баранку» или переставлять с места на место поддоны, является должность специалиста по логистике. Казалось бы, работка не пыльная: в офисе, хорошо оплачиваемая и с перспективой карьерного роста.
Однако, все ли так радужно на самом деле?
Менеджер по логистике, экспедитор, менеджер по организации перевозок и прочие вакансии можно уложить в одно ёмкое слово «логист». Всех их объединяет основное занятие — это организация поставок различных грузов. На практике это определение путей перевозок, затрат, отгрузок, таможенных операций и прочего. Кроме того, логист может также заниматься и складом (учет и хранение товара). В идеале, для данной должности нужно высшее образование соответствующего профиля и неплохой опыт за плечами (год — суровый минимум, обычно кандидаты начинают котироваться с опытом в два-три года). Но это в идеале. На практике гораздо важнее, чтобы специалист понимал всю структуру перевозок, имел аналитический склад ума и мог нормально оформить все документы. А наличествует у него диплом по данной специальности или нет — не так важно.
Это утверждение докажет нам экспедитор Сергей, ранее успевший поработать и специалистом по распределительной логистике.
— Сергей, расскажите, пожалуйста, о своем опыте
— Работаю в сфере логистики с 2008 года. За этот срок успел сменить несколько смежных специальностей: был диспетчером, кладовщиком, заведующим складом, экономистом по грузоперевозкам и логистом сектора распределительной логистики. Сейчас я экспедитор. Профильного образования у меня нет, есть два неполных высших по другим сферам. Работал и на мелких предприятиях вроде хлебозавода, и на основных поставщиках продуктов питания в РБ. Кстати, на всех местах и должностях видел одни и те же проблемы.
— Основной проблемой, как это не смешно прозвучит, является специфика специальности. Логисту приходится в течение всего дня решать вопросы по сокращению затрат. И зачастую вариантов решения таких задач от двух до бесконечности. Представьте: человек целый день находится в стрессовых ситуациях из-за необходимости быстро принимать оптимальные решения и из-за общения с неадекватными людьми. Как вы думаете, реально в таких условиях к ста возникшим вопросам подобрать сотню наиболее рациональных решений? Учитывая, что вариантов решений каждого вопроса, может быть сколь угодно много. Человек — не машина, потому ошибки будут всегда, и порой весьма часто. У начальника отдела логистики есть отчетность за месяц, в которой видно, как часто ошибался логист. Начальник, естественно, дает работнику «по шапке». В этом и заключается основная проблема — наказать логиста всегда есть за что. Потому, если начальство не понимает специфики работы — готовьтесь, что «на ковер» будут вызывать очень часто.
Сейчас логист — специальность востребованная. Например, Работа.Тут.Бай по запросу «логист» выдает более восьмидесяти вакансий в Минске, размещенных за последний месяц. И это только актуальных (без учета тех вакансий, на которые уже были найдены сотрудники). В регионах ситуация гораздо хуже, но и там при желании можно найти работу логистом.
Заработная плата тоже варьируется. Некоторые компании сразу привлекают новых сотрудников фразой «от 800/1 000 USB», другие же указывают «вилку» «от 3 000 000 до 8 000 000 бел. руб.». Самые «скромные» работодатели просто пишут нижний предел (обычно 2-3 миллиона белорусских рублей) либо не указывают предполагаемую заработную плату вообще. В итоге, картина получается достаточно оптимистичная. Даже малоопытному логисту найти неплохую работу в Минске достаточно просто, в регионах чуть сложнее. Если же вы претендуете на зарплату в 1 000 USD и выше — придется немного поднапрячься в поисках.
— Сергей, с какими еще проблемами чаще всего сталкиваются логисты?
— Как говорится, «Кто возит — на том и катаются». То есть если вы сходу демонстрируете небывалое рвение, днюете и ночуете на работе — к этому быстро привыкнут. Даже если потом научитесь выполнять все задачи за восьмичасовой рабочий день — будьте уверены, начальство придумает, чем вас еще загрузить. Потому всегда внимательно смотрите на свою шею — не сидит ли там кто-нибудь. Еще бы посоветовал смириться с мыслью, что для водителей (если у компании собственный автопарк) логист всегда будет врагом. Я эту проблему решил при помощи психологии, развивал коммуникабельность.
— Положительные аспекты в профессии тоже есть, не так ли?
— Да, много. Самый главный плюс в том, что логистика в нашей стране очень перспективное и развивающееся направление. Кроме того, сама специальность дает возможность развивать многие полезные качества: от коммуникабельности и способности мыслить логически до просто железных нервов и спокойствия. Еще часто встречаешься с очень интересными и умными людьми, у которых можно много чему научиться. Ах, да зарплата неплохая и при необходимости всегда есть возможность перевезти диван с одного конца города в другой (смеется).
— Что бы вы посоветовали начинающим специалистам?
— Идти работать в государственные конторы. Причем желательно в маленькие госконторы, там будет возможность изучить не только транспорт, но и склад с закупками. Экстремалы могут попробовать себя в крупной частной конторе, чтобы сразу ощутить все особенности профессии логиста. Но это точно не для слабаков. Еще советую все слушать, все запоминать и при возможности учиться у профессионалов. Такой подход мне лично позволил начать собственную предпринимательскую деятельность в данной сфере.
Работа логистом не самая простая и уж точно не спокойная. Если вы обладаете хорошими аналитическими способностями, способны решать множество проблем в любое время и в любом состоянии, понимаете принципы транспортных перевозок и вдобавок обладаете стальными нервами — логистика ждет вас. Всем остальным рекомендуем выбрать профессию попроще.
Как e-commerce влияет на складскую логистику
Спрос на складские помещения на 2021-2023 годы в России выше, чем предложение по существующим площадям. Общая потребность в складских помещениях уже составляет 3,8 млн кв. м, свидетельствуют данные международной консалтинговой компании Knight Frank. По ожиданиям ее экспертов, объем новых введенных в эксплуатацию складских помещений в этом году составит 800-900 тыс. квадратов. Все дело во взрывном росте e-commerce, подметили в российской «Novardis». Специалисты компании рассказали о том, как будет развиваться складская логистика, учитывая явное преобладание онлайн-коммерции над офлайн-продажами.
Теперь корзину конечного покупателя формирует не он сам, прохаживаясь вдоль полок магазина, а компании, которые организовали доставку своих товаров на последней миле, считает директор департамента SCM компании «Novardis» Павел Соловьев.
Это приводит к тому, что на складах растет мезонинное пространство, следовательно, общими площадями нужно распоряжаться более эффективно, чем 2 года назад. Повышаются в свою очередь и требования к персоналу с точки зрения комплектации товаров на складах, а также возникает необходимость в соответствующей поддержке WMS и смежных технологий.
Переход к онлайн-торговле для многих компаний стал новым форматом работы, теперь все участники рынка торговли внедряют его. И это требует от разработчиков WMS, ТMS гибкости, чтобы, если что-то идет не так, можно было быстро скорректировать работу софта.
В таких условиях многие компании в сфере автоматизации работы склада прежде, чем внедрить какое-то решение, тестируют его с помощью технологий, снижающих риски. Одна из них – использование цифровых двойников, которые прежде чем реализовать на практике бизнес-процесс позволяют смоделировать его в виртуальном пространстве, чтобы оценить эффективность.
Ну, и конечно, игроки рынка складской логистики заинтересованы в SaaS-решениях, в том числе облачных.
Кроме того, есть запрос на роботизацию, пусть он не лавинообразный, потому что роботизированных складов в России не так уж много, но интерес к этому формату высокий и компании-интеграторы обсуждают сделки с поставщиками оборудования.
Говоря о перспективах складской логистики, Павел Соловьев назвал:
— рост спроса на WMS и TMS;
— увеличение спроса на pick by voice, pick to-light, а так же на SaaS-решения.
Популярные тренды в логистике для e-commerce
Эта статья наиболее интересна для представителей сферы e-commerce так как в ней говорится о последних инновациях в таких узко специализированных вещах как: доставка день в день, пункты выдачи заказов и постаматы итд.
Склад в качестве шоурума и пункты выдачи заказа.
Склады в будущем могут стать розничными шоурумами. Концепция слияния магазина и склада не нова. IKEA, например, успешно использует эту модель для очень экономичной цепочки поставок. Склады могут быть так же использованы в качестве места получения онлайн-заказов. Отчеты по исследованиям данного вопроса показывают, что Amazon может запустить сервис по доставке заказов в течение часа.
Представьте себе склад, который предлагает возможность забрать заказ проездом, как сервис макавто в Макдональдсе. В настоящий момент такой пилотный проект запущен магазином Walmart в качестве бесплатной услуги своим клиентам (особенно для пожилых людей, людей с ограниченными возможностями, а так же родителей с маленькими детьми). Они могут размещать свои предварительные заказы через Интернет в любое время от двух часов до трех недель до их получения, а потом подъехать на склад и забрать их; а сотрудник Walmart приносит их прямо к машине. Помимо обеспечения клиентов удобством, данный сервис мотивирует клиентов использовать цифровую платформу Walmart, и таким образом компания собирает ценную информацию от клиентов по их запросам и покупательским привычкам…
Увеличение скорости, гибкости и удобства в доставке на ее последнем этапе
Последний этап доставки важен для всех. Для клиента- это тот самый момент, когда он впервые держат свою новую покупку в руках. Для компании же это самое дорогое звено всего процесса доставки. Так что не удивительно найти новшества в последнем этапе доставки традиционной и омниканальной логистики. Ниже рассмотрим эти новшества.
Эффективное использование магазинами сервиса забора и доставки онлайн- заказов в офлайн магазин
Традиционные оффлайновые магазины остаются одним из важнейших компонентов мирового опыта продаж, но их роль меняется в омниканальной бизнес-модели. Магазины становятся фулфилмент-центрами, выступающими в качестве места забора онлайн заказов (покупка в интернете, а затем забор заказа в магазине) и выполняют местные поставки в городе (отгрузка из магазина). Скорее всего, все больше новых предприятий примут данную модель, чтобы получить максимальную выгоду из своих традиционных инвестиций.
Покупка онлайн, а затем забор заказа в магазине имеет много преимуществ. При данной операции и клиент и компания экономят деньги. А еще при заборе онлайн заказа на месте, клиент часто совершает дополнительные покупки. Walmart начали использовать данную стратегию около шести лет назад, позволяя клиентам приобрести товары на сайте, а забрать – в любом удобном для покупателя офлайн магазине на свой вкус. После введения данной услуги, продавец расширил их добавил центры по возврату онлайн заказов и дополнительные пункты забора заказов для повышения онлайн-продаж и удовлетворения ожиданий клиентов. Эта стратегия стала успешной — 50% онлайн-заказов в Walmart в настоящее время забирается в офлайн магазинах, что приводит к значительной экономии материально-технических ресурсов и транспортировки.
Несколько впервые применивших данную стратегию продавцов предлагают программы по отгрузке из магазина. Увеличивая объемы реализации интернет-заказов, компания Nordstrom увидела ежегодный рост оборота с 4,8 до 5,41. Ретейлеры только выигрывают от возможности увеличения объемов маржи. Один из крупнейших универмагов сообщил о значительном увеличении темпов роста продаж, увеличив маржу на 200 миллионов долларов.
Модели по доставки в любое место и любое время
Потребители хотят иметь возможность доставки их заказа в любое время и в любое место назначения. Мы больше не можем терпеть ограничение по часам работы магазинов. Современные покупатели имеют все большее число сервисных опций, многие из которых завязаны на новых технологиях.
Автоматизированные закрывающиеся шкафы для получения заказа (так называемые постаматы) упрощают процесс забора посылки и предоставляет возможность сделать это покупателю 24/7. Например, DHL изобрел специальную автоматизированную почтовую станцию в Германии. Это удобное решение теперь доступно в более чем 2000 точках по всей стране. В будущем торговые компании Германии могли бы использовать эту сеть постаматов для получения заказов для превращения их в автомат по продаже товаров. Так же данная сеть может использоваться для возврата заказов покупателями.
Эта инновационная концепция с постаматами достигла более персонализированного уровня, и теперь такой ящик каждый покупатель может иметь у себя дома. Расположенный рядом с домом покупателя, постамат удобен для доставки и забора посылок.
Одним из последних новшеств является доставка посылок в багажник легкового автомобиля. С помощью мобильного приложения агент получает точное местонахождение автомобиля вместе с кодом доступа к багажнику покупателя. CarDrops.sg уже предлагает эту услугу в Сингапуре, DHL, Amazon, а так же Audi и Volvo запустили пилотные проекты по доставке заказов до багажника автомобиля в Германии и Швеции соответственно. Кроме того, отдельные заказы (в частности, тяжелые товары) могут быть доставлены непосредственно в дом или гараж клиента. Это требует установки приложения Internet of Things, которое дает доступ к открыванию замков и дверей.
Такие компании, как Amazon, Google, и DHL теститруют использование беспилотных летательных аппаратов. В будущем беспилотные летательные аппараты смогут использоваться как в первом, так и в последнем звене доставки посылок. Скорость беспилотника может помогать в достижении новых уровней обслуживания для срочных поставок.
Динамически развивающийся сервис «последней мили» логистики
Потребители не заинтересованы в жестких сроках поставки заказа. Клиенты могут легко изменить свое мнение о сроках поставки и местах доставки с помощью одной персонализированной онлайновой платформы. В Интернете или с помощью мобильного приложения они могут создавать и изменять свои предпочтения по доставке.
Потребители также требуют гибкости в коммуникации за пределами Интернета и мобильных приложений. Они требуют такого же доступа материально-технического обеспечения и взаимодействия через WhatsApp, Vchat и другие неструктурированные каналы. Для логистических провайдеров и предприятий торговли задача состоит в том, чтобы создать и поддерживать единое качество обслуживания клиентов и предоставить бесперебойную и модернизированную связь. Тот факт, что цена за транзакцию для этих каналов значительно ниже, чем традиционные каналы обслуживания клиентов, обеспечивает дополнительный стимул для внедрения таких платформ.
Необходимость в увеличении скорости: доставка в день заказа и досрочная логистика
Столкнувшись с потребностью получать товар в день заказа, от компаний требуется выйти за рамки традиционного подхода оптимизации маршрута. Точно так же, как розничные торговцы предлагают в режиме реального времени рекламные скидки, чтобы продать по акции, онлайн компании могут стимулировать клиентов к выбору наиболее выгодных услуг по доставке путем предоставления бесплатных дополнительных функций, снижений сборов, а так же других специальных предложений.
Прогностическая аналитика позволяет компаниям смотреть в будущие структуры спроса и находить товары, которые находятся территориально ближе к клиенту, чтобы позволить быструю и экономичную доставку. Смотря на шаг вперед, существует даже возможность отгрузить покупателю товар перед его заказом, основываясь на его предыдущих заказах, поисковые запросы, списки пожеланий, содержимое корзины. Такой подход называется упреждающей логистикой.
Единичные экземпляры
Повышение потребительского спроса на персонализацию может привести к массовому производству товаров индивидуального дизайна с учетом особенностей отдельного человека, что в свою очередь может привести к производству децентрализованного объема партии единичных экземпляров. Это требует цепочки поставок, чтобы быстро адаптироваться к изменениям во времени и месте производства, а так же открывает новые возможности для возможности отсрочки услуг сервиса логистических провайдеров.
Ключевые моменты развития и последствия
В отличие от общей практики вывода производства за рубеж, в такие страны, как Китай, тенденция «единичных экземпляров» предполагает, что компании создадут микро-производственные площадки ближе к требуемому месту запроса товара (например, вблизи или внутри мегаполисов). Отвечая на потребность в персонализации товара и все более быстрой доставки, эти высокоавтоматизированные «скоростные» фабрики будут использовать передовую робототехнику, автоматизацию и технологии 3D-печати для быстрого производства индивидуализированных товаров. Производители смогут немедленно реагировать на меняющиеся тренды в определенных локациях и поставлять товары в более короткие сроки. Первопроходцы уже тестируют данную теорию. Логистические провайдеры должны разрабатывать гибкие и цифровые процессы, пересмотреть складские операции, а так же использовать новые концепции гибкой доставки.
Основные возможности
Основные проблемы
С уважением команда фулфилмент-оператора «Ямбокс»
(мы занимаемся логистикой для e-commerce)
Что нужно знать начинающему логисту. Введение в профессию 16:48, 27 января 2021 Версия для печати
Рассказываем, какие знания пригодятся логисту в работе и как за пять минут оценить уровень подготовки специалиста, не устраивая «допрос с пристрастием».
Логист – одна из самых популярных и востребованных на сегодняшний день профессий. На рекрутинговых порталах опубликованы тысячи объявлений о найме на работу логистов, причём называться должности могут по-разному (логист, менеджер по логистике, менеджер по грузоперевозкам и так далее), а уровень зарплат варьируется от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч рублей.
Чем занимаются логисты и что нужно знать, чтобы начать работу и сделать карьеру в этой отрасли? Ответить на эти вопросы будет непросто, потому что у логистов существует огромное количество специализаций. Работа диспетчера, распределяющего грузовые ГАЗели по заказам в городе-миллионнике не имеет ничего общего с работой специалиста ВЭД, занимающегося морскими перевозками и таможенным оформлением. А ведь оба этих специалиста имеют полное право называть себя логистами.
Чем занимаются логисты?
Согласно Википедии, логистика – это система по организации доставки каких-либо материальных предметов из одной точки в другую по оптимальному маршруту. Именно этим логисты и занимаются. На их плечи ложится ответственность за организацию перевозки грузов из пункта А в пункт Б и за все связанные с этим действия: поиск необходимого транспорта, правильное бухгалтерское и таможенное оформление перевозки, принятие мер по обеспечению её безопасности.
Кроме того, логисты зачастую выполняют роль менеджеров по продажам логистических услуг. Им приходится искать не только перевозчиков, но и грузоотправителей – обеспечивать себя работой.
Поэтому зарплаты у логистов обычно сдельные: их размеры напрямую зависят от объёмов продаж.
Какие специализации бывают у логистов?
— Профессия логиста делится на множество специализаций в зависимости от вида транспорта, который перевозит вверенные специалисту грузы, – рассказывает Евгения, логист с 20-летним опытом работы в сфере автомобильных грузоперевозок. – Перевозки также распределены по видам грузов: пищевая продукция, сырье, промтовары, инертные и танконаливные грузы – всё это разные области, в каждой из которых есть своя специфика.
Своя специфика есть и у различных видов транспорта – железнодорожного, морского, воздушного. Особняком стоят логисты, занимающиеся международными перевозками: им приходится иметь дело с иностранными партнёрами и таможней, что требует дополнительной квалификации.
Существуют и другие специализации, которые не предполагают организацию перевозки «под ключ» в интересах заказчика. В службах экспресс-доставки логистами зачастую называют диспетчеров, контролирующих работу курьеров. Сотрудника склада, который контролирует отгрузку и погрузку товара, также нередко называют логистом. И даже на предприятии, которое ничего никуда не отправляет (например, в бизнес-центре или на спортивном объекте) может работать логист по снабжению, который будет обеспечивать свою компанию необходимыми товарами.
Что нужно знать логисту?
Абсолютно всем логистам необходимо:
Для логистов, занимающихся международными перевозками и ВЭД, необходимо знание иностранных языков, как минимум английского на уровне Intermediate и выше. Кроме того, необходимо знание международного законодательства в сфере грузоперевозок.
Как мы уже говорили, большинство логистов занимается не только организацией перевозок, но и продажей собственных услуг. Найти хорошую работу опытному логисту поможет собственная база заказчиков и перевозчиков, а новичку её придётся нарабатывать с нуля. Для этого нужна коммуникабельность: умение вести деловые переговоры и находить общий язык с потенциальными клиентами.
Летом прошлого года бизнес-тренер в сфере логистики Камиль Баймухаметов рассказал нам о личных качествах, которые нужны каждому логисту. Это:
Высшее образование в подавляющем большинстве случаев логистам не требуется, однако и лишним оно не будет. Логистика очень быстро меняется, и знания, которым обучают студентов на логистических факультетах, зачастую оказываются бесполезными, когда выпускники устраиваются на первую работу.
Логисты, с которыми нам довелось пообщаться, уверены: специфика профессии такова, что высшее образование нельзя рассматривать как серьёзное преимущество при трудоустройстве.
Исключением могут стать вакансии, связанные с таможенным оформлением грузов. Таможенное законодательство также меняется, но его изменения не так стремительны. Поэтому дипломированные специалисты таможенного дела в поиске работы, связанной с международной логистикой, могут иметь приоритет перед другими соискателями – и освоить профессию им будет несколько проще.
А еще логисты должны быть готовы к тому, что понятие «рабочий день» в их работе практически отсутствует. Конечно, большинство логистов уходят из офиса вечером – но это не значит, что среди ночи им не позвонит водитель или менеджер иностранной компании, рабочий день у которого в самом разгаре.
— В два часа ночи мне позвонил водитель, который плохо говорил по-английски и сказал, что его не пускают на паром. Пришлось созваниваться с сотрудником переправы и выяснять, в чем проблема. Если бы мне не удалось её разрешить, машина осталась бы в Швеции на сутки, срок доставки был бы сорван и нам пришлось бы платить крупный штраф, – рассказывает Евгения, поясняя, что такие ситуации происходят хоть и не ежедневно, но довольно часто.
Специфика логистики в автомобильных грузоперевозках
Логистам, которые работают в автомобильных перевозках, в первую очередь необходимо понимать специфику этой отрасли. Какие бывают типы полуприцепов? Сколько европаллет может увезти одна сцепка? Какова максимальная грузоподъемность автопоезда с седельным тягачом? Логисту нужно знать ответы на эти вопросы, чтобы понимать, какая машина нужна для перевозки каждой конкретной партии груза.
Логистам также нужно знать:
Лайфхак от бизнес-тренера: определяем уровень подготовки логиста
Камиль Баймухаметов утверждает: самый простой способ определить уровень подготовки логиста – сыграть с ним в города. Опытные специалисты могут играть 10-15 минут, а новички обычно сдуваются за первую пятиминутку.
Мнение логиста
Помимо этого, нужно обладать достаточно серьезными знаниями – например, по оформлению документации. Если это касается международной перевозки, то на иностранном языке. Все логисты должны владеть как минимум базовым английским языком, а лучше не базовым – в современных реалиях это обязательные знания. Таможенные правила, если это международная логистика – а эти правила постоянно изменяются, постоянно добавляются новые правила оформления документации вплоть до каких-то слов, которые должны быть вписаны в документы, а если их нет, возникнут большие проблемы на границе, на таможне.
Человек должен владеть пониманием финансовых операций. Есть определенный документ – Incoterms, свод правил, по которым происходит отгрузка товара. Он завязан в том числе и на финансовых вопросах. Когда наступает переход ответственности от поставщика к перевозчику? А от перевозчика к покупателю? Профессиональный логист знает ответы на эти и на многие другие вопросы.