что лучше гос и муниципальное управление или менеджмент
Государственное и муниципальное управление и государственный и муниципальный менеджмент: общее и особенное
Английское слово management (управление, заведование, организация) происходит от корня латинского слова «манус» — рука; первоначально оно относилось к сфере управления животными и означало искусство управления лошадьми. Позже оно было перенесено в сферу человеческой деятельности и стало обозначать область науки и практики управления людьми и организациями.
Менеджмент — система теоретических и практических знаний о принципах, методах, средствах и формах управления производством в целях повышения его эффективности и увеличения прибыли.
Управление же — функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т. е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности, взаимодействия внутрисистемного и межсистемного.
Управление понятие более широкое, чем менеджмент. Неслучайно в научной литературе выделяются следующие виды менеджмента: стратегический, финансовый, инновационный, персональный, международный, экологический, производственный, снабжения, маркетинга, качества. При этом сложность и разнообразие управленческой деятельности позволяют выделить до 80 видов управления: государственное, муниципальное, социальное, оперативное, ситуационное, научное, эмпирическое и многие другие виды.
Исследователи М. Альберт, М. Мескон и другие отмечают, что американцы, например, говоря о менеджменте, как правило, подразумевают менеджера — профессионального управляющего, представителя особой профессии (в средних городах США, с населением 25— 250 тысяч человек, используется исторически сложившаяся модель муниципального управления «совет-менеджер», действующая по аналогии с формами руководства частными корпорациями, управляемыми профессиональными менеджерами под контролем совета директоров.) Термин «менеджмент», по мнению американских авторов, применим ко всем типам организаций, но когда речь идет о государственных органах любого уровня (характерной чертой англосаксонской модели организации местного самоуправления является то, что местные органы представляют собой составную часть государственного управления), используется термин «public administration» — государственное управление (т. е применительно к муниципальному управлению по аналогии мы можем сказать — «municipal administration»).
В России в данной ситуации тоже применяются термины: «государственное управление», «политическое управление», «местное управление» и другие. Думается, что под управлением в этих случаях подразумевается нечто более глубокое, чем просто менеджмент. Государственное и муниципальное управление —«это деятельность органов государственного и местного самоуправления, направленная на удовлетворение общественных интересов. ».
Субъектами менеджмента являются менеджеры — руководители различного уровня, наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации, объектом — персонал организации (фирмы), а целью — получение прибыли на основе существующей законодательной базы. Следовательно, государственный и муниципальный менеджмент больше характерен для управления государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями, а не муниципальным образованием и государством в целом.
У понятий «государственный и муниципальный менеджмент» и «государственное муниципальное управление» различны субъекты, объекты, и цели. Исходя из этого понятия «государственное и муниципальное управление» и «государственный и муниципальный менеджмент» полностью отождествлять нельзя. Понятие «управление» более широкое, емкое, чем понятие «менеджмент» в системе государственного и муниципального управления. Оно включает в себя не только деятельность по управлению персоналом, предприятиями, организациями, учреждениями, маркетинг, стратегическое планирование и другое.
Сегодня в нашей стране идет дискуссия и предпринимаются попытки внести новую модель управления на государственном и муниципальном уровне – государственный менеджмент и муниципальный менеджмент, сложились разные точки зрения на суть менеджмента в государственном управлении. Так, профессор В.Е. Чиркин считает, что менеджмент может включать администрирование, но отнюдь не сводится к нему.
Приемы менеджмента используются в разных сферах управленческой деятельности (для руководства предприятием, учреждением, общественным объединением и т.д.). Менеджмент в государственном управлении и местном самоуправлении имеет свои особенности, вытекающие, прежде всего из того факта, что менеджер обладает полномочиями, производными от публичной власти. Хотя в государственном управлении и местном самоуправлении эта власть неодинакова, она всегда является важнейшим ресурсом менеджмента, действующим, в том числе и психологически…
В отличие от публичного администрирования, которое может распространяться на страну в целом, определенный регион и др., государственный и муниципальный менеджмент имеет более узкую сферу воздействия и более конкретный характер. Обычная сфера менеджмента – сравнительно небольшой коллектив, хотя это может быть и предприятие с тысячами рабочих, и область с миллионным населением[1].
Однако следует отметить, что в последнее время в нашей стране менеджмент представлен как современная модель модернизации государственного управления, ориентированная на усиление стратегического планирования, повышение эффективности и качества государственной деятельности. В современных демократических государствах на протяжении более двадцати лет идет административная реформа (новое государственное управление), целью которой является трансформация философии и культуры государственного управления в соответствии с культурой бизнеса. Речь идет о внедрении в госсектор духа предприимчивости, инициативы, заботы о клиенте в противовес старой бюрократической культуре управления.
В результате государственный и муниципальный менеджмент ориентированную на результаты, а не на процедуры, использующую новейшие управленческие технологии, показав свою эффективность, с учетом специфических задач правительства, как гаранта социальных прав и общественного порядка. Этот пересмотр стал ключевой задачей в государственной и муниципальной политике и представлен в концепции «нового государственного муниципального управления», предполагающей следующие изменения в системе государственного менеджмента:
· ориентация на клиента, включая расширение зоны ответственности госучреждений за счет новых сфер потребностей граждан, не входивших ранее в зону ответственности государства;
· рыночная оценка деятельности госструктур, включающая конкуренцию государственных и частных организаций за наиболее эффективное выполнение бывших ранее исключительно государственными функций;
· приватизация многих направлений деятельности государственных агентств и др.
[1] Попов Р. Региональный менеджмент. Учеб.- 2000. – С.36-38.
Соотношение и взаимодействие понятий государственного управления и менеджмента
Калганова Л.А., советник отдела организации работы по исполнительным производствам, взятым на федеральный контроль, и взаимодействия с Уполномоченным Российской Федерации при Европейском суде по правам человека центрального аппарата ФССП России, кандидат технических наук.
Сравнительный анализ понятий государственного управления и менеджмента является широко дискутируемой методологической проблемой. В российской и западной практике стало привычным не только проводить четкое разграничение между государственным управлением и менеджментом (здесь имеется в виду управление в частном секторе) в смысле неэффективности первого в противовес эффективности второго, но и говорить о несовместимости этих научных понятий. В представлении широких кругов управление государственным сектором сильно «забюрократизировано», а управление в частном секторе носит «деловой характер», государственное управление часто коррумпировано, а управление в частном секторе носит демократический характер и т.д.
Дискуссия о соотношении государственного управления и менеджмента продолжается не одно десятилетие. Обсуждаются следующие вопросы. Как соотносятся эти два институциональных понятия? Правомерно ли использование имеющихся приемов, методов и инструментария менеджмента в сфере государственного управления? Что есть общего и что различает государственное управление и менеджмент? Являются ли эти два термина синонимами?
См.: Питер Ф. Друкер. Новые реальности. М.: СП «Бук Чембер Интернэшнл», 1994. С. 318.
См.: Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. М., 1999. С. 38.
См.: Современное управление. Энциклопедический справочник. Том первый. М.: Издатцентр, 1997. С. 14.
См.: Дафт Р.Л. Менеджмент. СПб.: Питер, 2001. С. 18.
П. Друкер выделяет главную задачу менеджмента: добиться, чтобы люди могли совместно заниматься одним и тем же делом, будучи объединены общими целями и ценностями, а также соответствующей структурой, подготовкой и развитием, необходимыми для того, чтобы выполнять свою работу и реагировать на перемены. Он также видит функцию (достижение) менеджмента в объединении в одной организации до десяти тысяч высокообразованных людей, сведущих в 60 различных областях знаний.
См.: Питер Ф. Друкер Новые реальности. М.: СП «Бук Чембер Интернэшнл», 1994. С. 319.
Рассмотрим мнения противников применения менеджмента в сфере государственного управления. По нашему мнению, в их аргументации лежат некоторые скорее неточные, чем неправильные, представления, суждения, утверждения. В их основу взята устаревшая информация о деятельности коммерческих предприятий, их целеположениях, выпускаемой продукции и др. Рассмотрим наиболее часто приводимые доводы против менеджмента и наблюдаемые неточности и несоответствия этих выводов в таблице 1.
См.: Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2002. С. 3.
См.: Питер Ф. Друкер. Указ. соч. С. 325.
Таблица 1.1. Неточности и несоответствия в доводах противников применения менеджмента в государственном управлении
Еще не все руководители, особенно в органах исполнительной власти, осознают то влияние, которое менеджмент оказал на мир и которое он еще может оказать на повышение эффективности государственного управления.
См.: Концепция административной реформы в Российской Федерации. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р.
На основе проведенного объективного анализа этих двух понятий можно констатировать, что между государственным управлением и менеджментом гораздо больше сходства, чем различий. Сходство между государственным управлением и менеджментом проявляется следующим образом.
См.: Атаманчук Г.В. Государственное управление. Организационно-функциональные вопросы. Учебное пособие. М.: www.economica/ru, 2000. С. 6.
Третье. Управление в государственном и частном секторе выполняет практически одинаковые функции. Управленцам (менеджерам) требуются многие одинаковые навыки. Так, в Федеральной службе судебных приставов работает много специалистов: бухгалтеров, аналитиков, компьютерщиков, которые пришли либо из других правоохранительных органов, либо из частных компаний. Например, начальник отдела кадров территориального органа ФССП России К., перейдя на аналогичную работу в крупную энергетическую компанию, с успехом использовал свои знания, опыт и навыки. Его функции практически не изменились. Оказалось, что этот специалист-кадровик приобрел навыки управления персоналом в правоохранительных органах, которые могут применяться и государственными, и частными организациями.
См.: Саймон Г.А., Дональд У.С., Томпсон В.А. Менеджмент в организациях. М.: РАГС «Экономика», 1995. С. 28.
См.: Питер Ф. Друкер. Указ. соч. С. 325.
См.: Эффективность государственного управления / Общ. ред. С.А. Батчикова и С.Ю. Глазьева. М.: Изд-во АО «Консалтбанкир», 1998. С. 25.
Различия между государственным управлением и менеджментом существуют и выражаются в следующем.
Итак, несмотря на имеющиеся различия между государственным управлением и менеджментом, можно сделать вывод, что в последнее время обозначилась тенденция методологического сближения этих сфер социального управления. Методы и инструментарий менеджмента можно и необходимо использовать в сфере государственного управления с учетом его особенностей и специальных функций.
Менеджмент в государственном секторе
Говоря о понятии «менеджмент», нельзя забывать о такой важнейшей сфере применения, как государственный сектор. Исторически сложилось, что управленческий персонал учреждений и предприятий госуровня решал наиболее сложные и масштабные задачи. Именно поэтому существование и развитие государственного сектора легло в основу того, что сейчас принято понимать под словом «менеджмент». Чаще всего значение данного термина определяется как управление и умение руководить. Конечно же, принципы менеджмента в государственной сфере и коммерции отличаются, тем не менее у них есть много общего.
История возникновения менеджмента
Специалисты, занимающиеся историей возникновения этого понятия, заявляют, что корни современного менеджмента не в коммерческих, а в общественных (государственных) организациях. Родоначальником научного менеджмента принято считать Ф. У. Тейлора. Его доклад 1912 года конгрессу США положил начало этому особому феномену. В качестве примера применения методов менеджмента он привел клинику Мейо, которая являлась некоммерческой организацией. Далее принципы менеджмента Тейлора применялись в армии США, находящейся в государственном управлении. Первая должность, соответствующая термину «менеджер», также была далека от бизнеса и называлась «управляющий городом». Таким образом, можно сделать вывод, что термин «менеджмент» зародился именно в государственной сфере.
Различия между понятиями «менеджмент» в коммерции и государственном управлении
Для того чтобы выделить различия между этими понятиями, необходимо определить сферы их применения. Под коммерческим менеджментом принято понимать эффективное руководство организацией. Государственное управление гораздо шире. Здесь менеджмент применяется в самых различных видах деятельности человека и общества в целом. Отсюда же вытекают отличия в приоритетных целях. Коммерческий менеджмент в первую очередь ориентирован на получение прибыли. В то время как управленческая деятельность в государственной сфере строится на общенациональных и социальных интересах, правах и потребностях людей. Кроме этого, методы менеджмента, используемые в государственной сфере, отличаются от тех, которые применяются в коммерческой области, что обусловлено разной спецификой деятельности.
Применение менеджмента в государственном секторе
Мнения экспертов и ученых относительно применения менеджмента в секторе госуправления разделились на два направления. Одни выступают за невозможность использования менеджмента в госсфере. Другие, напротив, считают, что границы между этими двумя направлениями практически стерты. Сторонники и той и другой теории приводят ряд доводов.
Функции менеджмента в государственном секторе
В современном мире роль рыночных отношений и коммерческих организаций в госсфере значительно возросла. Основными функциями менеджмента в государственном секторе являются: планирование, организация, мотивация, контроль и координация. Главным фактором выступает то, что первоочередной задачей государства является обеспечение комфортной жизни страны и населения. Государственный сектор – это не коммерческое предприятие, поэтому действия лидеров данной сферы должны быть не только эффективными, но и корректными с точки зрения права и политики, а также идти на благо социума и страны. Менеджмент в государственной сфере по своим выполняемым функциям весьма схож с коммерческим сектором, но имеет ряд специфических отличий.
Специализация менеджера в государственном секторе
Специализация менеджера в государственной сфере отделилась как самостоятельная дисциплина от направления бизнес-администрирования (Business Administration). Это та наука, которая подготавливала профессионалов для работы в частных коммерческих организациях. Именно из нее в конце 20-го века в зарубежных странах произошло отдельное направление, получившее название «паблик-администрирование» (Public Administration) или «государственное управление». В России развитие образования происходило с некоторым запаздыванием. Тем не менее в 30-е годы был открыт Московский инженерно-экономический институт (МИЭИ), в котором впервые появилась кафедра государственного и муниципального управления. Образование по государственному и муниципальному управлению сегодня можно получить в Институте бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС. Здесь предусмотрены различные программы магистратуры, способствующие созданию карьеры в госсекторе, – «государственное и муниципальное управление», «управление в государственной сфере и бизнесе».
Карьера менеджера в государственном секторе
В современном мире квалифицированные специалисты, получившие специальное образование в сфере менеджмента, довольно востребованы для работы в государственном секторе. Трудовая деятельность в госсфере не только гарантирует стабильность, но и обеспечивает престижность и дает определенный статус в обществе, а также позволяет завести полезные связи и знакомства. Кроме того, работа в государственных учреждениях открывает обширные перспективы для карьерного роста.
Таким образом, можно сделать вывод, что управленческая деятельность в госсфере и менеджмент в коммерции имеют ряд существенных различий, но тем не менее между ними существует тесное взаимодействие. В сфере государственного управления используются многие принципы и методы менеджмента, доработанные и видоизмененные с учетом специфики работы госсектора.
Государственное и муниципальное управление (ГМУ): плюсы и минусы профессии
Специальность 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» (сокращенно – ГМУ) появилась в России сравнительно недавно – два с половиной десятка лет назад. Необходимость в подобных специалистах была связана с изменением базовых принципов устройства государства. В сегодняшних условиях данная профессия еще более востребована, что связано с одновременным действием двух факторов. Первый – увеличение государственного участия практически во всех сферах деятельности. Второй – повышение статуса муниципальных органов власти.
Функции специалиста по ГМУ
Объединение двух видов управления – государственного и муниципального – в один учебный курс объясняется схожестью используемых методов и инструментов. Несмотря на разный уровень практического применения профессиональных знаний, их набор остается примерно одинаковым.
Полномочия специалистов в области ГМУ состоят в следующем:
Приведенный перечень задач, решением которых занимаются представители рассматриваемой профессии, не является полным. Но и он наглядно показывает разнообразие выполняемых функций и разносторонность осуществляемых видов деятельности. Логичным следствием этого становится высокий уровень требований, предъявляемых к профессиональной подготовке и знаниям специалиста в области ГМУ.
Грамотный профессионал должен иметь представление об основных принципах управления, мощную экономическую и культурную базу, серьезную подготовку в сфере юриспруденции. Далеко не все отечественные вузы способны подготовить специалистов такого уровня. Поэтому следует отдавать предпочтение надежным и проверенным университетам и институтам. К их числу относится ИМЭС, который открыл программу обучения специалистов в сфере ГМУ в 2021 году.
Плюсы профессии
Получение специальности по направлению подготовки 38.03.04 открывает перед выпускником вуза серьезные перспективы. Востребованность профессии объясняется несколькими очевидными достоинствами, наиболее значимыми из которых выступают такие:
Недостатки профессии
Последний пункт приведенного выше списка непосредственно связан с одним из немногих и единственным существенным недостатком профессии государственного или муниципального управленца. Он выражается в том, что в первые годы профессиональной деятельности сложно рассчитывать на высокий заработок.
Но этот минус компенсируется возможностью быстрого карьерного роста, позволяющего сравнительно оперативно выйти на новый уровень доходов и одновременно существенно расширить перечень получаемых от государства социальных льгот. Сказанное особенно актуально для государственных служащих. Но и сотрудники муниципальных органов власти имеют сегодня неплохие перспективы продвижения по карьерной лестнице.
Вывод
Профессия муниципального и государственного управленца пользуется серьезной популярностью среди абитуриентов отечественных вузов. В этом нет ничего удивительного, если учесть ее многочисленные достоинства. Важным аргументом в пользу обучения специалиста по ГМУ становится стабильный спрос на рынке труда, потенциально высокий уровень зарплаты и серьезные перспективы в плане карьеры.
Государственное и муниципальное управление (ГМУ): плюсы и минусы профессии
Многих молодых людей, желающих получить образование, интересует вопрос: государственное и муниципальное управление, что за профессия? Эта специальность в сокращенном названии ГМУ довольно молодая, ей только 25 лет. Но она достаточно важная и престижная. Не каждый будущий студент знает, где можно устроиться, получив такое образование. Сегодня мы рассмотрим плюсы и минусы данной профессии, узнаем о месте работы и заработной плате.
Общие сведения
В человеческом обществе власть является его неотъемлемой частью. Она способна его организовать. Сегодня подготовка высокопрофессиональных кадров занимает важнейшее место в жизни. Уровней управления существует всего три:
ГМУ охватывает большую часть различных социальных процессов в обществе. Государственная власть должна функционировать сбалансировано. Ей необходимо следить за появлением конфликтов и своевременно разрешать их. Исполнительной власти требуется обеспечивать стабильность работы всех государственных институтов. Чтобы подготовить кадры, осуществляющие управление местными и центральными органами госструктур, для чиновников были созданы специальные программы обучения. Сегодня государственный служащий должен разбираться в следующем:
В учебных заведениях происходит обучение будущих государственных служащих, которые становятся профессионалами в сфере госуправления. Из плюсов такой работы стоит выделить следующие:
Из негативных моментов, можно выделить довольно высокую сложность работы и большую ответственность. Также уровень заработной платы является средним. Если вы хотите работать в органах государственного управления, необходимо обладать такими качествами:
Также на первых порах требуется быть готовым работать в качестве волонтера. Это поможет приобрести нужные для дальнейшей работы связи.
Обязанности
Если вы собрались выучиться на специалиста в области госуправления, необходимо иметь устойчивые моральные принципы. Вы должны хотеть проводить изменения к лучшему, как в социальную, так и в экономическую жизнь общества. Обязанности такого служащего следующие:
Еще важной обязанностью государственного служащего является умение выступать на различных публичных мероприятиях.
Место работы
Выпускники профильных учебных заведений смогут устроиться после получения образования на довольно престижные должности в государственных организациях. Также у вас появится возможность вырасти по карьерной лестнице. Вам придется работать посредником между гражданами и государством. Работу можно получить в разнообразных ведомствах либо службах. Также вам предстоит разрабатывать разнообразные проекты, принимать людей, помогать им в решении различных жизненно важных вопросов. Вы можете заниматься в сфере решения жилищных, образовательных и культурных вопросов.
С подобным образованием вы легко получите работу в таких учреждениях:
После окончания института сразу рассчитывать на получение высокой заработной платы не стоит. Необходимо получить определенный опыт работы.
Обучение
Прежде, чем выбирать ВУЗ, нужно учитывать определенные показатели. Следует обратить внимание на то, сколько лет проходит обучение, какой рейтинг заведения, насколько большой процент трудоустройства выпускников. Обязательно не забудьте поинтересоваться, имеется ли у ВУЗа лицензия и когда проводилась его аттестация. Также учитывайте, что стоимость обучения данной профессии не бывает низкой.
Чтобы выучиться по специальности “государственное и муниципальное управление”, необходимо поступить в одно из ниже перечисленных учебных заведений:
Заработная плата
Здесь, как и у любой профессии, заработная плата варьируется в зависимости от региона трудоустройства, стажа и некоторых других факторов. Когда вы завершили обучение и устроились на работу в государственные органы власти, ваша минимальная заработная плата будет составлять 25 тысяч рублей. Средняя зарплата – 35 тысяч рублей. Чтобы добиться максимального уровня дохода, нужно проработать некоторое время. Уровень зарплаты растет поступательно. Это касается государственных органов власти. Если вы решите работать в коммерческих структурах, доход будет выше. Он может составлять 90-100 тысяч рублей.