чьи истребители лучше российские или американские
Сравнение ВВС США и ВКС России
Сравнение авиации России и США – тема актуальная. Дискуссии на эту тему ведутся жаркие и есть мнение, что авиация США по силе и мощи превосходит военно-воздушные силы России. Попробуем сравнить и определить, авиация какой страны преобладает количеством и качеством самолетов, стратегией ведения операций. Гонка вооружений заставляет рассматривать эти страны как потенциальных противников. Сравним кто сильнее, исходя из параметров, которые можно найти в свободном доступе. Остается надеяться, что в реальной жизни нам не придется получить ответ на этот вопрос.
Из всех существующих групп вооруженных сил США, ВВС относится к самому молодому. Однако это не помешало им стать крупнейшим в мире по численности личного состава и парку самолетов. В состав ВВС США включены: военно-космические силы, ракетные войска, части специального назначения, силы противовоздушной обороны и другие виды войск.
ВВС России включают: зенитно-ракетные и радиотехнические войска, авиацию, войска специальной части, органы охраны военного штаба и другие. В 2015 году в результате объединения ВВС И ВВКО появились Воздушно-космические силы (ВКС РФ). В состав ВКС РФ входит:
– войска противовоздушной и противоракетной обороны;
– войска воздушно-космической обороны.
ВКС РФ и ВВС США занимают лидирующую позицию на международной арене авиации. Но кто же сильнее?
Сравнение финансирования
Финансирование авиации РФ происходит из средств федерального бюджета страны, а также из целевых программ. Разрешено использовать внебюджетные источники финансирования для государственных исполнителей и заказчиков.
Фронтовые бомбардировщики Су-34
Сегодня Министерство промышленности решило перевести субсидирование авиации на проектный подход. Это делают для того, чтобы направить ресурсы на развитие приоритетных проектов, что стало обычной практикой в развитых государствах. Экономия на научно-технической деятельности приведет к сокращению расходов в три раза до 2025 года.
Боевая авиация США
Это необходимые затраты так как из-за нехватки финансирования военная техника США стала устаревать. Сравним оборонный бюджета США в 2010 и в 2015 годах:
Следует отметить, что Россия финансирует военную отрасль меньше, чем США, делая акцент на внутренней политике.
Сравнение численности военных самолетов
Если сравнивать США и Россию по количеству самолетов в авиапарках, мы можем увидеть следующую картину.
На 2013 год в составе ВВС США находилось 7691 машина.
№ | Вид техники | Количество |
---|---|---|
1. | Транспортные самолеты | 329 |
2. | Истребители | 2960 |
3. | Бомбардировщики | 162 |
4. | Ударные самолеты | 424 |
5. | Танкеры | 1795 |
6. | УТС | 1100 |
7. | Прочие самолеты | 921 |
Итого | 7691 |
На 2013 год в авиапарке России насчитывалось 2 144 машины.
№ | Виды техники | Количество |
---|---|---|
1. | Транспортные самолеты | 372 |
2. | Истребители | 897 |
3. | Бомбардировщики | 321 |
4. | Ударные самолеты | 329 |
5. | Танкеры | 18 |
6. | УТС | 200 |
7. | Прочие самолеты | 500 |
Итого | 2637 |
Откуда берутся эти цифры, если информация касательно оснащения армии нигде не публикуется? Это удалось посчитать, опираясь на аналитику, разведку и случайно просочившуюся информацию. Но, для того чтобы определить превосходство той или иной страны, точные цифры и не понадобятся. Можно ограничиться примерными данными.
Как видно из данных таблиц, разница немаленькая. Неслучайно много лет считается, что США занимает лидирующее положение в воздухе благодаря численному превосходству. Америка действительно превосходила Россию по численности самолетов в 3–4 раза. (13 000 – США, 3 000 – Россия).
Сейчас ситуация изменилась. Благодаря глобальной утечке информации из американских источников, стало известно, что реальных боевых самолетов у США не больше 2 000. Как оказалось, «потерявшиеся» самолеты, были включены в ресурс транспортной авиации и в учет вооружений стран НАТО.
Авиация России отстает от США в численности в соотношении:
Однако в 2016 году в России было потрачено немало средств на разработки, которые должны были усовершенствовать боевые самолеты. В результате:
Сегодня Россия занимает ведущую позицию по инновационным разработкам в сфере вооружения. Анонсировано появление вертолета нового поколения МИ-171Ш, который будет оснащен современным вооружением. При его разработке учитывались пожелания летчиков, принимавших участие в спецоперациях в Сирии.
Сравнение обновляемости авиапарка
Если сравнивать показатели, находящиеся в свободном доступе, что можно обнаружить отставание России. У США крупнейший в мире авиационный парк. Только самолетов-заправщиков насчитывается более 500. А это сильно повышает ударную работу бомбардировщиков. Российский авиапарк ненамного уступает американскому. Не смотря менее современные модели, по сравнению с США, надежность самолетов российского авиапарка проверена временем и многочисленными операциями.
После модернизации некоторых моделей они перестали уступать по качеству популярным самолетам американского производства. К 2020 году запланирована глобальная модернизация авиапарка России, в том числе за счет разработки и выпуска новых аппаратов.
Качественное сравнение основных истребителей
Основные истребители ВВС США: F-15, F-16, F-22 и F-35 Lightning II.
Самыми популярными истребителями ВВС России являются: Су-27, МиГ-29, ПАК ФА Т-50, Су-35 и Ту-160.
Как мы видим, российские самолеты лучше американских по многим параметрам.
Сравнение стратегической авиации
Есть мнение что по своим стратегической авиации США превосходит Россию. Но оно ошибочно и вот почему.
В составе ВВС США – 95 бомбардировщиков (35 штук В-1В, 16 штук В-2А и 44 штуки В-52Н), но:
В составе ВВС РФ 139 машин — это Ту-22MR, Ту-22М3, Ту-160, Т-95МС. К 2025 году Россия планирует заменить Ту-95 и Ту-160 новым бомбардировщиком ПАК-ДА.
Подведение итогов
Таким образом, ВВС США превосходят ВВС РФ в количестве, но не в качестве самолетов. Это видно даже при беглом сравнении. Оба государства тратят огромные средства на модернизацию и обновление военной техники.
Sina (Китай): российский Су-57 против американского F-35 – чьи истребители пятого поколения лучше?
Многие задаются вопросом, какой истребитель лучше: российский Су-57 или же американский F-35? Попытался на него ответить и пользователь «Сины», сравнив как недостатки, так и достоинства обоих самолетов. Ответ заставит читателей удивиться, уверяет он.
Пока российский истребитель пятого поколения Су-57 проходит многолетние испытания, американский F-35 уже долгое время стоит на вооружении. Многие интернет-пользователи задаются вопросом, о том, какой истребитель лучше: Су-57 или F-35? Кто победит, если в небе столкнутся истребители пятого поколения США и России? После обнародования данных о технических характеристиках и официальных оценок на эти вопросы ответили по-новому, и этот вердикт повергнет вас в шок: F-35, вероятно, уничтожит Су-57. Боюсь, что на этот раз русские действительно зря хвастались.
С другой стороны, с самого начала разработки истребителя Су-57 российская армия очень четко определила его позиционирование как воздушного истребителя нового поколения, пришедшего на смену Су-27. Для реализации проекта был использован целый ряд новых технологий, например, была разработана новая конструкция подвижной передней кромки, которая повысила уровень общей аэродинамической конструкции. Если говорить о мощности, новейший Су-57 оснащен двигателем нового поколения «Изделие-30», с которым он уже совершил испытания. В сочетании с поворотными соплами данный двигатель может позволить истребителю совершать самые разнообразные маневры.
Однако все перечисленные выше преимущества Су-57 сосредоточены на маневренности. Но ведь сейчас не Вторая мировая война или не ранний период холодной войны. Бурное развитие радиолокации и ракетостроения в последние десятилетия привело к тому, что сейчас редко ведутся ближние воздушные бои в зоне видимости. В ходе войны в Персидском заливе и войны в Косово воздушные бои в основном заканчивались тем, что боевые самолеты НАТО, обладающие технологическими преимуществами, решали исход боя вне зоны видимости.
На самом деле, в ходе таких «диванных» рассуждений трудно точно ответить, какой истребитель лучше. В целом, F-35 лучше справляется с ведением воздушного боя за пределами видимости, в то время как Су-57, вероятно, покажет себя лучше в ближнем бою. Однако, учитывая особенности и тенденции развития современного воздушного боя, Су-57 окажется в невыгодном положении, столкнувшись с F35.
Сравнение армий России и США в 2020 году. Военно-воздушные силы
При этом в численном плане ВВС США, безусловно, превосходят российские ВВС, оставаясь сильнейшими в мире, намного опережая основных конкурентов, в том числе Китай, как по численности, так и качественному составу военной техники. В качестве ассиметричного ответа Россия традиционно успешно разрабатывает, производит и продает многочисленные комплексы ПВО, которые многими экспертами признаются лучшими в мире. По составу и качеству комплексов ПВО Россия не имеет конкурентов, при этом система ПВО и ПРО России глубокоэшелонирована и представлена сотнями комплексов большого радиуса действия (С-400, С-300), среднего радиуса действия («Бук) и ближнего радиуса действия («Тор», «Панцирь-С1»).
По количеству боевых самолетов ВВС США не так сильно превосходят Россию (1522 против 1183 самолетов). Но тут есть очень важный нюанс.
Военные самолеты различного назначения, в том числе непосредственно боевые, сосредоточены в США также в составе авиации Национальной гвардии, которая, по сути, выполняет роль армии внутреннего пользования, в ВМС США и в Корпусе морской пехоты. Общее количество только боевых самолетов, которые имеются в распоряжении ВС США, по данным сборника The Military Balance 2020 (данные для России и США используются далее исключительно по данному сборнику), составляет 1522 в ВВС + 981 самолет в морской авиации ВМС + 432 самолета в Корпусе морской пехоты США + 576 самолетов в ВВС Национальной гвардии.
Итого 3511 боевых самолетов: истребителей, бомбардировщиков, штурмовиков и противолодочных самолетов. В распоряжении ВС России с учетом самолетов ВВС и морской авиации ВМФ (+217 боевых самолетов) имеется 1400 машин.
По общему количеству боевых самолетов ВС США превосходят ВС России в 2,5 раза.
Ещё большая разница наблюдается при сравнении транспортной авиации, самолетов ДРЛОиУ и самолетов-заправщиков.
По количеству имеющихся самолетов-заправщиков ВВС США превосходят все страны мира в десятки раз. Это обусловлено спецификой использования авиации США по всему миру, наличием огромного количества баз и районов проецирования силы. В этом отношении группировка ВВС России имеет ярко выраженный оборонительный характер, а ВВС США – наступательный.
Важным преимуществом американских вооруженных сил также является наличие многочисленных ударных беспилотников и крупных стратегических беспилотных летательных аппаратов. У ВС России в настоящее время отсутствуют серийные ударные БЛА и крупные разведывательные беспилотники, которые были бы в состоянии действовать на большом удалении от аэродромов базирования.
Организационные отличия ВВС России и США
Организационно российские ВВС представляют собой один из трех родов войск в составе объединенных ВКС (Военно-космических сил ВС РФ), помимо ВВС это также войска ПВО−ПРО и Космические войска. В США реализована похожая система со своими особенностями, при которой ВВС также подчинены отдельные рода войск, в том числе космические силы и Командование специальных операций ВВС.
Главными отличиями от ВКС России является то, что в подчинении ВВС США находятся стратегические ракетные войска (то есть все межконтинентальные баллистические ракеты страны) и отсутствуют части ПВО и ПРО.
Помимо этого, в составе ВВС США имеется ограниченное количество вертолетов всех типов. Основная часть данной техники подчиняется непосредственно сухопутным войскам и может использоваться в интересах конкретных частей и подразделений сухопутных войск.
В России, наоборот, основной парк вертолетной техники находится в составе ВВС (примерно 800 машин, из которых 390 ударные вертолеты). В составе сухопутных войск США имеется более 3700 вертолетов, из которых более 700 – ударные машины.
Элементы ПВО и ПРО в США распределены между Армией (Сухопутные войска) и флотом, в то время как единственным средством противовоздушной обороны в распоряжении ВВС являются ПЗРК «Стингер». При этом возможности комплексов российских войск ПВО и ПРО превосходят возможности аналогичных комплексов в составе вооруженных сил США как по заявленным техническим характеристикам (например, по дальности поражения воздушных целей), так и по общему количеству комплексов большой дальности.
На вооружении Армии США, по данным ежегодного бюллетеня «Военный баланс» (The Military Balance 2020), который составляется Международным институтом стратегических исследований (IISS), находится 480 комплексов MIM-104D/E/F Patriot, оснащенных различными ракетами.
Точное количество находящихся на вооружении войск ПВО и ПРО России комплексов С-400 неизвестно. Но, по всей видимости, количество только этих комплексов уже превосходит наличие пусковых установок Patriot в вооруженных силах США. По данным из российских СМИ, на вооружении находится более 60 дивизионов таких комплексов (обычно в каждом дивизионе по 8 пусковых установок), при этом закупки комплексов продолжаются.
До 2023 года ВКС России должны получить 3 очередных полковых комплекта С-400, а также 4 комплекта С-350 «Витязь». Об этом в июне 2020 года сообщало агентство РИА Новости. Помимо комплексов С-400, в составе войск ПВО и ПРО находятся сотни комплексов С-300В/ПС/ПМ-1/ПМ-2 в сопоставимых с С-400 или больших количествах, плюс многочисленные комплексы ПВО среднего и малого радиуса действия.
Личный состав военно-воздушных сил России и США
Общая численность ВВС США составляет 332 650 человек (без учета гражданских служащих). Помимо этого, в составе ВВС Национальной гвардии насчитывается 106 750 военнослужащих, в морской авиации ВМС – 98 600 человек, в авиации Корпуса морской пехоты – 34 700 человек.
В ВКС России службу несут примерно 165 тысяч военнослужащих, включая призывников. При этом в состав ВКС России входят три рода войск, общее распределение военнослужащих между ними неизвестно. Численность личного состава морской авиации ВМФ России приблизительно оценивается в 31 тысячу человек.
На вооружении ВВС США находятся 1522 боевых самолета. Чтобы не перегружать текст числами, ограничимся разбором непосредственно ВВС.
Общее количество боевых самолетов, находящихся в распоряжении всех Вооруженных сил США и России, приводилось в начале статьи. Можно лишь отметить, что в составе авиации Корпуса морской пехоты и морской авиации ВМС США по-прежнему преобладают истребители-бомбардировщики F/A-18 Hornet различных модификаций, главным образом в исполнениях F/A-18E и F/A-18F.
Перевооружение ВМС США на современные малозаметные многофункциональные истребители-бомбардировщики пятого поколения F-35C Lightning II (палубный вариант) идёт достаточно медленно. В составе флота имеется не более 28 таких истребителей. Корпус морской пехоты США перевооружается быстрее, в его распоряжении не менее 80 F-35B Lightning II (короткий взлет – вертикальная посадка).
В ВВС США включены 139 бомбардировщиков, в том числе 61 сверхзвуковой стратегический бомбардировщик B-1B Lancer, 20 малозаметных стратегических бомбардировщиков B-2A Spirit и 58 стратегических бомбардировщиков B-52H Stratofortress. B-52H − один из старейших боевых самолетов американских ВВС, все машины модификации H были построены в период с 1960 по 1962 и затем многократно модернизировались. ВВС США рассчитывает продолжать их эксплуатацию как минимум до 2030 года.
Истребительная авиация США представлена малозаметными самолетами пятого поколения F-22A Raptor – 166 машин, 95 истребителями F-15C Eagle и 10 F-15D Eagle. Наибольшее количество боевых самолетов приходится на истребители-бомбардировщики, всего 969 самолетов: 205 малозаметных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35A Lightning II, 442 F-16C Fighting Falcon и 111 F-16D Fighting Falcon, а также 211 F-15E Strike Eagle. Штурмовая авиация представлена одним типом самолетов – A-10C Thunderbolt II, в составе американских ВВС насчитывается 143 таких самолета.
Отличительной особенностью ВВС США является наличие крупных ударных беспилотников и стратегических разведывательных БЛА. Так, в ВВС насчитывается 221 разведывательно-ударный беспилотник MQ-9A Reaper (Жнец), а также стратегические разведывательные БЛА, в том числе 3 EQ-4B, 31 RQ-4B Global Hawk и примерно 10 RQ170 Sentinel и 7 RQ-180 (о двух последних моделях информации практически нет). Известно лишь, что RQ170 Sentinel построен по схеме «летающее крыло» и внешне напоминает разрабатываемый в России тяжелый ударный БЛА «Охотник» С-70, который построен по аналогичной аэродинамической схеме.
В составе ВВС России насчитывается 1183 боевых самолета. В том числе 138 стратегических бомбардировщиков и ракетоносцев: 62 ракетоносца-бомбардировщика с крылом изменяемой стреловидности Ту-22М3, Ту-22М3М и Ту-22МР, 60 стратегических турбовинтовых бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-95МС различных версий и 16 сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков Ту-160, в том числе 6 в версии Ту-160М1.
Истребительная авиация насчитывает 180 самолетов, в том числе 80 МиГ-31БМ, 70 МиГ-29/МиГ-29УБ, 30 Су-27/Су-27УБ. Наибольшее количество боевых машин также, как и в США, приходится на истребители-бомбардировщики, всего имеется 444 таких самолета, в том числе: 90 Су-35С, 91 Су-30СМ, 122 Су-34, 20 Су-30М2, 47 Су-27СМ и 24 Су-27СМ3, а также 50 МиГ-29СМТ/МиГ-29УБТ. Для атаки исключительно наземных целей имеется 264 боевых самолета, в том числе 70 фронтовых бомбардировщиков Су-24М/М2 с крылом изменяемой стреловидности и 194 штурмовика Су-25 различных модификаций (40 – Су-25, 139 – Су-25СМ/СМ-3, 15 – Су-25УБ).
Военно-транспортная авиация и самолеты заправщики
Возможности военно-транспортной авиации ВС США превосходят возможности ВС России. Сборник The Military Balance 2020 оценивает общее количество тяжелых и средних военно-транспортных самолетов в распоряжении Вооруженных сил США в 675 машин, тогда как в ВС России их насчитывается 185. По наличию средних и тяжелых транспортных самолетов ВС России уступают только США. Но больше чем в два раза обгоняет ближайшего соперника – ВС Китая (88 самолетов данных классов).
При этом непосредственно в составе ВВС США насчитывается 331 транспортный самолет, в том числе 182 тяжелых (146 C-17A Globemaster III, 36 C-5M Super Galaxy) и 104 средних (C-130J/J-30 Hercules).
В составе ВВС России насчитывается 449 транспортных самолетов, в том числе 120 тяжелых (11 Ан-124 «Руслан», 4 Ан-22, 99 Ил-76МД, 3 Ил-76МД-М, 3 Ил-76МД-90А) и 65 средних (Ан-12). Превосходство ВВС России в общем количестве транспортных самолетов обеспечивается за счёт того, что все они сосредоточены в составе ВВС, тогда как американские транспортники «размазаны» по всем вооруженным силам. При этом по количеству тяжелых и средних транспортных машин ВВС США всё равно опережают ВВС России.
Наибольшее отставание всех вооруженных сил мира от США наблюдается в размере парка самолетов-заправщиков. В распоряжении ВС США насчитывается 555 самолетов-танкеров, из которых 237 находятся непосредственно в составе ВВС (основным танкером является KC-135R Stratotanker – 126 самолетов).
В России с самолетами-заправщиками всё совсем плохо. На вооружении ВВС находится всего 15 самолетов данного типа: 5 Ил-78 и 10 Ил-78М.
Вооруженные силы США по количеству самолетов-заправщиков превосходят все страны мира на порядок. К примеру, на вооружении КНР оценочно имеется 18 летающих танкеров, Франции – 17, Великобритании – 14.
Такое же отставание наблюдается по количеству самолетов AEW&C. В вооруженных силах США оценочно насчитывается 113 авиационных комплексов радиообнаружения и наведения.
При этом количество подобных самолетов ДЛРОиУ на вооружении ВВС России оценивается в 9 машин: 5 самолетов А-50 и 4 – А-50У.
фев. 20, 2016
Боевая авиация в современной войне занимает одно из ведущих мест.
Используя только боевые самолеты, современные страны могут смещать режимы, уничтожать экономику и инфраструктуру противника, сковывать его наземные действия; а заход даже одного авианосца серьезно изменяет баланс сил в регионе.
В свою очередь Россия также находится на стадии критически необходимого обновления парка самолетов, которые были разработаны в 70-80-х годах. Сейчас он частично модернизируется. Так, Кремль с начала 2010-х запустил масштабную программу по улучшению боевых качеств машин путем установки новых двигателей, электроники и вооружения новыми типами ракет.
Если напрямую сравнивать все истребители США и РФ, то Пентагон обладает практически трехкратным преимуществом в количестве. Но необходимо отметить, что в США практически все истребители обладают возможностью нанесения высокоточных ударов по наземным целям. В России такая возможность доступна лишь модифицированным истребителям и в основном возложена на фронтовые бомбардировщики Су-24 и Су-34, а также штурмовик Су-25.
Еще одним важнейшим аспектом войны в воздухе остается повышенная мобильность авиации США. Пентагон располагает не только огромным количеством авиабаз по всему миру, но и самым большим авианосным флотом, в состав которого входит 10 авианосцев.
Кроме того, ВВС США владеет самым большим парком воздушных заправщиков и самолетов дальнего радиолокационного обнаружения, которые существенно расширяют возможности авиации.
Текущее состояние авиации России упирается в хроническое отставание СССР от США в авиационной сфере. С развалом страны советов оно лишь усугубилось, образовав дополнительный 10-15-летний разрыв в технологическом плане между странами.
Сейчас свои истребители Россия дотягивает на предприятиях до поколения 4+, уровня, которого американские машины достигли в 80-90-е годы прошлого века. В то же время США уже вели разработку истребителя F-22 пятого поколения. Аналогичные разработки Москвы были сорваны развалом СССР и глубоким экономическим кризисом 90-х. Разработки смогли возобновиться лишь в 2002 году.
За это время США не только начали выпуск своего F-22, но и завершили его серийное производство, выпустив около 200 штук.
Такие ограниченные данные, а также массовый отказ зарубежных отказчиков от F-35, заставили западных журналистов провести собственные исследования стоимости F-35. В результате, средняя цена, по их оценкам, составляет 150 млн долларов за базовую версию. И 200-300 млн долларов за самую дорогую.
Стоит отметить, что за 150 млн долларов можно купить 3-5 истребителей 4+ поколения F-16, в зависимости от комплектации. И, как показывает практика, возможностей F-16 вполне хватает для решения большинства боевых задач во время современных локальных войн. А технологии «стелс» не всегда могут обеспечить абсолютную неуязвимость, повышают расходы на экспулатацию и накладывают ограничения на количество боезапаса.
Такой же концепции, особенно в ключе туманных перспектив F-35, следуют и страны НАТО. В их бюджетах также нет астрономических сумм для закупки сверхновых самолетов.
В результате, текущее состояние авиации находится на стадии, когда технологии позволяют создавать более совершенную технику, но руководство стран либо не имеет на нее денег, либо не видит в ней необходимости. При этом США находится в самом выигрышном положении, сохраняя возможность ответить на появление даже серийного российского истребителя пятого поколения Т-50 своей модификацией F-22 до уровня поколения 5+. А также обладая огромной инфраструктурой, позволяющей Пентагону использовать авиацию в любой точке мира.
Напомним, что «Обозреватель» подготовил серию материалов о реальном состоянии ядерных сил России.
О реальном состоянии баллистических ракет, часть из которых уже исчерпала все возможные заводские сроки использования, и работоспособность которых проверяют опытным путем: запуская и наблюдая, полетят они или нет, читайте в первой части серии материалов.
Во второй статье была поднята тема модернизации подводных сил и состояния стратегической авиации России.
При этом, у Путина фактически есть лишь 60 секунд для того, чтобы нажать на «красную кнопку» в случае ядерной атаки со стороны США. Третья часть серии материалов была посвящена состоянию системы предупреждения о ракетном ударе.
Соотношение количества боевых машин, диаграммы, видеоматериалы и другие подробности смотреть здесь:
источник