что такое предпосылка вопроса
8. Логический анализ вопросов и ответов вопрос Определения. Структура вопроса
Логика не только изучает определенные утверждения, предметом ее анализа является также вопрос. Вопрос существенно отличаются от других видов высказываний. Они представляют собой завуалированные требования определенной информации и поэтому применяются для выяснения обстоятельств, уточнение информации, решение проблемной ситуации. В связи с этим вопрос можно определить таким образом.
Логическая природа вопроса такова, что в отличие от утверждений, которые могут быть охарактеризованы как истинные или ложные, вопрос так оценить невозможно. Скорее всего они могут быть корректными или некорректными, правильными или неправильными, целесообразными или нецелесообразными.
Исследование любого вопроса обязательно предусматривает необходимость учета:
♦ предпосылки (пресупозиції) вопросы;
♦ контекста его произнесения.
ЕЕ можно выразить с помощью простого или сложного дескриптивного или модального высказывания. Именно она предопределяет множество ответов на определенный вопрос.
♦ Например, вопрос «Какую оценку ты получил на экзамене
из логики?» предполагает, что человек, к которому обращаются, когда стекла
дала экзамен по логике.
Если предпосылка вопроса непонятна для человека, к которому обращаются, то диалог вообще не состоится.
♦ Например, если вы спрашиваете собеседника: «Как вы голосовали на последних выборах Президента Украины?» с целью установления, за которое лицо голосовал собеседник, а в ответ слышите описание процедуры голосования: «Пошел на избирательный участок, получил бюллетень, заполнил его и бросил в урну», то вряд ли можно утверждать об успешности такого общения.
Именно контекст вопроса предопределяет его пресупозицію.
♦ Например, вопрос: «имеете Ли вы часы?», которое ставят прохожему на улице, может означать желание узнать время. Тот же вопрос, но в подарочном магазине, будет означать совсем другое.
♦ Другой пример: вопрос «Как дела?» в зависимости от разных ситуаций может быть справочным (когда действительно хотят узнать о жизни другого человека) или просто любезностью (согласно правил этикета).
Установления предпосылки (пресупозицГі) вопросы и контекста его проговаривание является важным фактором успешного общения людей.
Существуют различные виды вопросов. Так, например, все вопросы разделяют на:
♦ Например, вопрос «каково Ваше отношение к деятельности Верховной Рады?» является открытым, поскольку каждый человек может высказать свое собственное мнение по этому поводу.
♦ Тот же вопрос можно сформулировать в закрытой форме, если добавить к нему перечень возможных ответов. Например, «каково Ваше отношение к деятельности Верховной Рады?» (положительное, отрицательное, не могу ответить).
Вопросы также можно разделить на:
Логически корректными называют такие вопросы, на которые можно дать правильные ответы, с помощью которых исчезает познавательная неопределенность вопросы. На логически некорректные вопросы такие ответы дать невозможно.
Отметим несколько случаев логической некорректности вопросов.
1. Семантическая некорректность вопроса.
а) вопрос будет семантически некорректным, если его формулировка содержит термины, значения которых неизвестны собеседнику.
б) вопрос будет семантически некорректным, если не все термины, встречающиеся в нем, являются четко определенными и из контекста не понятно, что именно эти термины означают. Такие вопросы называют недостаточно определенными вопросами.
♦ Например, вопрос «Вы «за» или «против» введения частной собственности?» может вызвать большие трудности, поскольку неизвестно, что именно имеет в виду вопрошающий, употребляя определенные сроки.
Необходимо выяснить, по крайней мере, наиболее очевидное: «Что такое частная собственность?», «Каким именно образом она будет внедряться?», «Что является предметом частной собственности: земля, недра, заводы. » т.д., а потом уже давать ответ.
2. Синтаксическая некорректность вопроса Вопрос будет синтаксически некорректным тогда, когда его составляющие части не согласуются между собой (хотя они могут быть четко определены).
♦♦♦ Примерами таких вопросов могут быть вопросы, в которых отсутствует согласованность времени («будете Вы находиться в Украине последние пять лет?»). Такие вопросы составляют разновидности вопросов, лишенных смысла.
3. Вопрос будет некорректным, если его предпосылкой является ложное высказывание. На такой вопрос вообще невозможно дать ответ.
♦ Еще со времен античности обращали внимание на вопросы вроде: «ты перестал бить своего отца? Да или нет?» Если кто-то отвечает «да», то получается, что он действительно когда бил своего отца, хотя сейчас уже не бьет. Если же кто-то отвечает «нет», то получается, что
он не только бил, но и продолжает бить своего отца. Сложность ситуации обусловлена именно погрешностью предпосылки вопрос, а именно: *Ты бил своего отца».
Вопрос указанного сорта иногда называют провокационными. Каким же образом надо на них отвечать? Прежде всего нужно выяснить предпосылку (пресупозицію) таких вопросов и сообщить собеседнику о ее ложности.
4. Вопрос будет некорректным, если в нем утверждаются характеристики предмета, которые противоречат друг другу.
Таким вопросом присуща внутренняя противоречивость. Возможность правильного ответа на них исключена. Именно поэтому их называют абсурдными.
Различают такие виды тавтологічних вопросов:
♦ логично тавтологические вопросы;
♦ фактически тавтологические вопросы.
Вопрос является логически тавтологічним, если информация, о которой в нем спрашивают, выраженная с помощью логической формы самого вопроса.
♦> Например: «является Ли этот человек такой, какой она на самом деле есть?» На такие вопросы практически невозможно дать ошибочный ответ, которая не была бы при этом логично противной.
Вопрос есть фактически тавтологічним, если информация, о которой в нем спрашивают, имеющаяся в терминах, которые входят в состав этого вопрос.
♦ Например: «В каком городе был подписан Брестский мирный договор?» или «Между какими странами происходила русско-турецкая война?»
Тот, кто спрашивает, получает информацию, что удовлетворяет его.
Правильные ответы могут быть:
Среди двух слабых ответов одна может оказаться сильнее.
♦ Например, на вопрос: «Чье имя присвоено Киевскому национальному университету?» можно дать как сильную ответ:
«Имя Тараса Шевченко», так и слабые ответы: «Имя украинского поэта», «Имя выдающегося украинского общественного деятеля» и т.д.
Слабые ответы являются правильными, однако не во всех случаях они будут удовлетворять того, кто спрашивает. Например, преподаватель во время экзаменов требует от студентов сильнейшей ответа (именно от этого и будет зависеть экзаменационная оценка).
Такие ответы отнюдь не уменьшают познавательную неопределенность вопросы и, следовательно, не устраняют незнание того человека, который его ставит.
Неправильные ответы могут быть:
♦ Например, тавтологические ответы могут быть истинными лишь благодаря своей собственной логической форме (так называемые логично тавтологические ответы). Вспомним Богомола из «Золотого ключика», который на вопрос Мальвины: «Что случилось с Буратино?» ответил: «Пациент или жив, или мертв». Такой ответ будет неправильным, ибо она не содержит новой информации, но все же является истинной, ибо опирается на закон исключенного третьего.
Фактически тавтологические ответы также могут быть истинными, поскольку они выражают информацию, которая уже содержится в самом вопросе.
Предпосылки вопросов
Виды вопросов
Вопрос. Виды и предпосылки вопросов
Вопрос– это логическая форма, включающая исходную, или базисную, информацию с одновременным указанием на ее недостаточность с целью получения новой информации в виде ответа.
Обычно различают два вида (типа) вопросов:
Уточняющие вопросы могут быть простыми или сложными. Простые вопросы в свою очередь делят на условные и безусловные.
Примеры простого безусловного вопроса: «Верно ли, что иерархия потребностей, сформулированная А. Маслоу, является одной из наиболее значимых теорий потребностей для рекламистов?»; «Вас волнует потеря волос?».
Пример простого условного вопроса: «Верно ли, что если студент Иванов А. А. сдаст все экзамены на «отлично», то получит повышенную стипендию?».
Сложные вопросы (как и сложные суждения) делятся на вопросы конъюктивные (соединительные) и дизъюнктивные (разделительные), включающие в себя строгую и нестрогую дизъюнкцию. Каждый сложный вопрос можно разбить на два простых. Например:
1) «Кто является автором романа «Война и мир» и романа «Анна Коренина»?»;
2) «Хотите чаю или кофе?»;
3) «Вы пойдете на презентацию или не пойдете?».
Предпосылкой вопроса является содержащееся в вопросе исходное знание, неполноту или неопределенность которого требуется устранить. На эту неполноту или неопределенность указывают операторы вопроса, т. е. вопросительные слова: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Почему?» и др.
Например, реклама стиральной машины фирмы «Miele». Заголовок начинается с вопроса: «Кто научил машины стирать бережнее, чем руками?» и в нем же дается ответ: «Miele». Подобный подход используется и в рекламе стирального порошка «Persil». Заголовок начинается с вопроса: «Как отстирать эти пятна?» и в нем же дается ответ: «Persil».
Другим хорошим словом для заголовка считается «как»: «Как стать красивой?», «Как снизить подходный налог?», «Как избавиться от лишних килограммов?». Или: «Как избавиться от резкого чесночного запаха? Все подробности в пятницу на «Седьмом канале». Будет НЭП».
Важно отметить, что вопросы делятся на логически корректные (правильно поставленные, предпосылки которых являются истинными суждениями) и логически некорректные(неправильно поставленные, предпосылки которых – ложные или неопределенные по смыслу суждения).
Если в основе поставленного вопроса лежит простое незнание спрашивающего о ложности посылок, то вопрос некорректен. Если же спрашивающий знает о ложности посылок вопроса и задает вопрос с целью провокации, запутывания своего оппонента, то такой вопрос называют провокационным, а его постановка есть софистический прием.
Примерами провокационных вопросов являются: «Как построить «вечный двигатель»?», «Перестал ли ты бить своего отца?». Предпосылки таких вопросов заведомо ложны, поэтому вопросы эти не просто неправильно поставлены, сама постановка их – софистический прием.
Предпосылки вопросов
Виды вопросов
Обычно различают два вида (типа) вопросов: I тип — уточняющие (определенные, прямые, или «ли» вопросы).
Например: «Верно ли, что И. С. Васильев успешно защитил кандидатскую диссертацию?»; «Надо ли сдавать вступительный экзамен по иностранному языку на историческом факультете МГУ?»; «Действительно ли в Москве больше жителей, чем в Париже?» и др. Во всех этих вопросах присутствует частица «ли», включенная в словосочетания «верно ли», «действительно ли», «надо ли» и т. д.
Уточняющие вопросы могут быть простыми или сложными. Простые вопросы в свою очередь делятся на условные и безусловные.
«Верно ли, что космонавты побывали на Луне?» — простой безусловный вопрос.
«Верно ли, что если он сдаст все экзамены на «отлично», то получит повышенную стипендию?» — простой условный вопрос.
Сложные вопросы (как и сложные суждения) делятся на вопросы конъюнктивные (соединительные) и дизъюнктивные (разделительные), включающие в себя строгую или нестрогую дизъюнкцию. Каждый сложный вопрос можно разбить на два или несколько простых. Например:
1. «Кто является автором романа «Красное и черное» и романа «Пармская обитель»?»
2. «Хотите кофе или чаю?»
3. «Вы пойдете в кино или не пойдете?»
Вопросы вида: «Если будет хорошая погода, то мы поедем на экскурсию?» или «Если «Динамо» выиграет этот матч у «Спартака», то команда «Динамо» выйдет в финал розыгрыша?» — не относятся к сложным вопросам, так как их нельзя разбить на два самостоятельных простых вопроса. Это примеры простых условных вопросов.
II тип вопросов — восполняющие (неопределенные, непрямые, «к»-вопросы, включающие в свой состав вопросительные слова: «где?», «когда?», «кто?», «что?», «почему?», «какие?» и др.). Невольно вспоминаются телепередачи о «Клубе знатоков»: «Что? Где? Когда?». Эти вопросы также делятся на простые и сложные. Например, вопросы: «Какой город является столицей Португалии?», «Что означает слово «филистер»?» — являются простыми, направленными на поиски недостающего знания, на восполнение недостающей информации.
Предпосылкой, или базисом, вопроса является содержащееся в вопросе исходное знание, неполноту или неопределенность которого требуется устранить. На эту неполноту или неопределенность указывают операторы вопроса, т. е. вопросительные слова: «кто?», «что?», «когда?», «почему?» и др.
Вопросы делятся на логически корректные (правильно поставленные), т. е. такие, предпосылки (базисы) которых являются истинными суждениями, и на логически некорректные (или неправильно поставленные), предпосылки которых — ложные или неопределенные (по смыслу) суждения. Если в основе поставленного вопроса лежит простое незнание спрашивающего о ложности базиса, то вопрос некорректен. Если же спрашивающий знает о ложности базиса вопроса и задает вопрос с целью провокации, запутывания своего оппонента, то такой вопрос называют провокационным, а его постановка есть софистический прием.
Например, вопрос: «В каком году Р. Амундсен первым достиг Северного полюса?» — поставлен неправильно (некорректно), так как в базисе этого вопроса содержится предположение, что Р. Амундсен якобы достигал Северного полюса, а спрашивающий может не знать, что Р. Амундсен первым достиг в 1911 г. Южного полюса.
Примерами провокационных вопросов являются следующие: «Как построить «вечный двигатель»?», «Перестал ли ты бить своего отца?».
Предпосылки подобных вопросов заведомо ложны, поэтому вопросы эти не просто неправильно поставлены, сама постановка их — софистический прием.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Что такое предпосылка вопроса
В системе гуманитарных наук логике принадлежит особое место. Интерес к ней в настоящее время вызван многими обстоятельствами, и в первую очередь значительным расширением сферы логического знания. Специфической областью его применения является право.
Высокие требования к законотворчеству, правоприменительной практике и правовой теории распространяются также на профессиональное мышление юриста. Поскольку юридическая практика опирается на четкое знание и единообразное применение законов, поскольку она строго регламентирована, постольку необычайную значимость в правовом мышлении приобретает рациональный стиль, правильная оформленность его содержания. Изучение логики способствует достижению этих целей.
Знание логики позволяет юристу точно и аргументированно строить свою речь, видеть несогласованность в показаниях потерпевших, свидетелей, подозреваемых, а также в имеющихся письменных источниках, помогает убедительно опровергать ошибочные доводы оппонентов, правильно составлять план работы, служебные документы, выстраивать следственные версии и т. п.
Главная дидактическая цель пособия состоит в том, чтобы вооружить будущих юристов теоретическими знаниями о формах абстрактного мышления, формально-логических законах, вопросно-ответном комплексе, основах теории аргументации. Учебное пособие включает все основные разделы курса классической логики, определяемые требованиями Государственного образовательного стандарта для юристов.
Очевидно, что изучение логики юристом не может заменить специальных правовых знаний. Однако оно способствует тому, чтобы каждый будущий правовед стал хорошим специалистом в своей области. Недаром известный русский юрист А.Ф. Кони считал, что образованный юрист должен быть человеком, в котором общее образование идет впереди специального. А в системе общего образования одно из ведущих мест принадлежит формально-логической подготовке. Вот почему, по мнению выдающегося отечественного педагога К.Д. Ушинского, логика должна стоять в преддверии всех наук. Развивая способность правильно мыслить, логика дает знания, необходимые для основательного, глубокого усвоения студентами профилирующих юридических учебных дисциплин.
Логика, обладая прикладным характером, позволяет обучаемым освоить теоретически и научиться применять практически логику научного исследования, логику принятия решения (в условиях определенности, неопределенности и риска), логику спора, логику общения, логику конфликтов (межличностных, политических, экономических) и т.д.
При изучении проблем логики важно иметь в виду, что усвоение теоретических вопросов не является самоцелью. Теория — лишь исходное условие и средство, помогающее приобрести навыки правильного рассуждения. Главное — научиться применять приобретенные теоретические знания на практике, в процессе рассуждения. Важную роль в приобретении этих навыков играют специально подобранные практические упражнения. Однако перед выполнением этих упражнений студентам рекомендуется проверить глубину усвоения теоретических проблем, ответив на контрольные вопросы. Определения основных логических терминов, которые даны в словаре, могут быть дополнительно использованы при изучении конкретных вопросов, при решении задач и выполнении упражнений или для предварительного ознакомления при самостоятельной работе.
Проблемы, возникшие в ходе изучения теоретических положений, не поддающиеся решению с помощью средств, изложенных в данном пособии, необходимо решать, обращаясь к рекомендуемой дополнительной литературе. Затем следует перейти к выполнению практических упражнений и тестовых заданий, решению занимательных логических задач. В пособии содержится необходимый минимум для активного усвоения теории конкретного вопроса.
Изучение формально-логических проблем требует серьезной и вдумчивой работы. Поэтому глубина проникновения в содержание проблем, последовательность в изучении материала, связь с практикой мышления, решение логических задач, выполнение упражнений и тестовых заданий — непременные условия, которые нужно выполнять не формально, а с пользой для дела.
Учебное пособие предназначено для студентов юридических факультетов вузов. Оно может быть полезно также преподавателям, аспирантам и соискателям юридических кафедр, занимающимся исследованием теоретических проблем права и решением практических юридических вопросов.
Глава 1. ЛОГИКА КАК НАУКА
Освоение проблем формальной логики требует глубокого понимания, в первую очередь, ее объекта и предмета как науки, уяснения методологической роли для конкретного вида деятельности. При этом решаются не только теоретические задачи. Познание предмета логики, истории ее возникновения и развития имеет большое практическое значение, поскольку означает освоение прикладного характера логики, ее нормативных требований, а также превращение их в норму собственной мыслительной деятельности будущих юристов.
§ 1. Мышление как объект логики
Человек, обладая сознанием, отражает действительность, приобретает, знания о природе, обществе и самом себе. Полученные знания сами по себе не имеют самостоятельной ценности. Знание в основном тогда ценно, когда оно позволяет человеку правильно ориентироваться в мире, осуществляя свою жизнедеятельность в нем. Поэтому цель познания заключается в получении не любых знаний, а истинных, использование которых, при соблюдении ряда условий, приводит к верным результатам. Под истиной понимается такое знание, которое адекватно отражает в сознании человека явления и процессы действительности.
Есть знания, истинность которых видна непосредственно. Таковыми, например, являются факты сознания, прямо отражающие последствия совершенного общественно опасного деяния: телесные повреждения потерпевшего, следы действия орудия преступления (царапины на замке, оставленные отмычкой), следы ног или рук преступника, вещественные доказательства (предметы, документы) и т. п. Такого рода факты познаются в процессе непосредственного физического взаимодействия с объектом познания при помощи органов чувств. Эти факты принято называть очевидными, потому что они не нуждаются в доказательстве: их истинность самоочевидна. К числу непосредственно очевидных знаний относятся, прежде всего, те, которые являются результатом чувственного познания. Чувственное познание осуществляется и закрепляется в сознании в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.
Кроме непосредственных знаний, есть знания, истинность которых достигается опосредованно, то есть с помощью других знаний, не всегда обращаясь к показаниям органов чувств. Эти знания являются результатом логического познания, мышления.
Логика вопросов
Задавая вопрос, исследователь имеет некоторую информацию о предмете мысли, но она по ряду характеристик неполна, недоопределена, что препятствует движению к более полной и точной истине. Необходимость подобного продвижения толкает к поиску ответов на возникающие вопросы. Соответственно, рождается вопросно-ответный способ мыследеятельности.
Итак, постановка вопроса побуждает к поиску новой информации и введет к формированию ответа на поставленный вопрос.
Логики выделяют разные по структуре и функциям вопросы. Среди них: Правильно и неправильно поставленные вопросы. Вопрос явно или неявно включает либо опирается на определенное исходное, или базисное знание, выступающее предпосылкой вопроса. Качество базисного знания существенно влияет на логический статус вопроса, определяя правильность и неправильность постановки вопроса. Правильно поставленным считается вопрос, предпосылка которого представляет собой истинное и непротиворечивое знание. Неправильно поставленным считается вопрос с ложным или противоречивым базисом (напр., «Какой цвет может иметь энергия: светлый, темный?) В том случае, когда неправильно поставленный вопрос умышленно используется с целью запутать отвечающего, такой вопрос квалифицируют как улавливающий, или «провокационный».
В науке осознается важная познавательная роль вопроса. Она реализуется в процессе поиска ответа на вопрос. Ответ представляет собой новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с поставленным вопросом прежнее знание. Поиск ответа предполагает обращение к конкретной области теоретических или эмпирических знаний, которую называют областью поиска ответа. Полученное в ответе знание, расширяя либо уточняя исходную информацию, может служить базисом для постановки новых, более глубоких вопросов о предмете исследования.
Постановка вопроса и поиск информации для конструирования ответа составляют особую, присущую любому познавательному процессу вопросно-ответную логическую форму развития знаний. Она всегда была направляющим началом в развитии естествознания и техники. Родоначальник индуктивной логики Фрэнсис Бэкон говорил, что мы должны уметь задавать вопросы природе. Таким же путем приобретается исходная информация в социологии, экономике, правоведении, медицине и других областях знания.
Логики среди ответов различают: истинные и ложные, прямые и косвенные, краткие и развернутые, полные и неполные и др. По гносеологическому статусу, т. е. по отношению к действительности, ответы бывают истинными и ложными. Ответ расценивается как истинный, если выраженное в нем суждение адекватно отражает действительность. Ответ расценивается как ложный, если выраженное в нем суждение неверно, или неадекватно отражает положение дел в действительности.
В науке известно, что по объему представленной в ответе информации они могут быть полными или неполными. Проблема полноты чаще всего возникает при ответах на сложные вопросы.
Полный ответ включает информацию по всем элементам или составным частям вопроса. Неполный ответ включает информацию относительно лишь отдельных элементов или составных частей вопроса (Ю.В.Ивлев).
Логическая зависимость между вопросом и ответом означает, что качество ответа во многом определяется качеством вопроса. Не случайно в полемике действует правило: каков вопрос, таков ответ. Это значит, что на расплывчатый и двусмысленный вопрос трудно получить ясный ответ; если хочешь получить точный и определенный ответ, то сформулируй точный и определенный вопрос.
Под точностью и определенностью в данном случае имеется в виду логическая, т.е. понятийно-структурная характеристика вопроса. Она выражается в точности употребляемых понятий и вопросительных слов, а также в рациональном использовании сложных вопросов.
Неопределенность в ответах может быть результатом неясности используемых при постановке вопроса понятий. Например, древний софизм «куча» строится на неопределенности понятия «куча». Софист предлагает удалять из кучи по одной песчинке, но понятие «куча» не определяется через их количество, а через такие качественные характеристики, как форма и относительная величина объекта.
Желаю успехов на поприще логичного мышления!